Первая информация о группе оборудования Shimano XTR 2015 появилась еще в начале этого сезона. Помимо механической версии группы, Shimano разработала электронную версию XTR Di2 и перевела трансмиссию на 11 скоростей. Мы уже описывали особенности новой электронной группы XTR Di2 для маунтинбайка, а сейчас готовы поделиться первыми впечатлениями об использовании механической версии.

Изучая историю технологий компании Shimano, можно заметить тенденцию, как все новые разработки сначала внедряются в группы топ-уровня и плавно, из сезона в сезон, перетекают в более доступные компоненты. В 2015 году Shimano сделает принципиальное обновление своей топовой МТБ группы XTR до 11 скоростей и предложит множество вариантов трансмиссий: для гонок или трейла, электронную или механическую.

Вот уже 100 км позади на новых компонентах Shimano XTR M9000 и у нас уже есть первое впечатление об этой трансмиссии.

 Плюсы  четкость переключения, хорошее натяжение цепи, индикация, широкий выбор вариантов трансмиссий (1x11, 2x11, 3x11).

 Минусы  скрип кассеты, ограниченное соотношение передач в трансмиссии 1x11.

Переключение: плавное, точное и эффективное

Очевидно, что от верхней группы оборудования стоит ожидать высочайшего качества переключения. Новая группа XTR 2015 демонстрирует исключительное качество переключения передач. Связка с 11-скоростной кассетой XTR работает превосходно. Легкий щелчок по манетке сопровождается практически мгновенной сменой передачи.

Одним из самых значимых изменений в конструкции переключателя стало снижение сопротивления при переключении. Это заслуга технологии Shadow Plus. На предыдущих системах сопротивление возрастало по мере переключения с малой звезды на большие, ближе к спицам. В XTR 2015 эта проблема решена и переключение осуществляется линейно, гладко и четко, вплоть до большой 40-й звезды.

Рычаги манетки имеют определенную перфорацию, позволяющую удерживать палец в любой ситуации. Эргономически рукоятки продуманы хорошо: даже разные по длине пальцы ложатся на рычаги переключения без дискомфорта. Кстати, эта перфорация на рукоятках, по ощущениям, делает переключение немного легче, но, возможно, это чисто субъективные впечатления.

Манетки крепятся к рулю через хомут I-Spec II. В случае, если вы захотите использовать тормоза других производителей, понадобятся соответствующие зажимы.

Способ переключения остался тем же, что и на предыдущей версии XTR. Можно одновременно сбросить или повысить передачу на несколько ступеней. Можно управлять манеткой как двумя, так и одним пальцем.

Некоторые особенности гладкого переключения передач обусловлены использованием новых рубашек, которые уже применяются на шоссейных группах Dura-Ace и Ultegra.

Изучая задний переключатель, можно заметить, что рычаг изменения натяжения цепи поменял свое расположение. Это сделано, чтобы обеспечить большую совместимость (были проблемы на рамах некоторых производителей). Также, натяжение лапки переключателя теперь регулируется с помощью шестигранника.

Для еще более беззвучной езды по пересеченной местности у рамки переднего переключателя имеется специальная пластиковая накладка. Она поможет сберечь нервы от бренчания цепи. На тестовом Niner Jet 9 RDO был установлен стандартный переключатель E-типа. К сожалению, мы не смогли испытать новое крепление "side-mount", разработанное Shimano, так как оно требует особой прокладки кабелей, которой наш тестовый байк просто не поддерживал.

Мы отмечаем улучшенную работу переднего переключателя, как и его увеличенную стоимость. В принципе, это нормальное развитие событий. Более жесткие звезды и более мощное усилие, которое может выдержать механизм переключения позволяет осуществлять точный и плавный переброс цепи, даже под большой нагрузкой (хотя часто так делать не стоит). Работа переключателя практически безупречна.

Трансмиссия и звезды: варианты для системы и одна единственная кассета

У новой группы оборудования Shimano XTR существует только один вариант кассеты 11-40T, но вы можете сопоставить её с одной, двумя, или даже тремя звездами спереди.

Наш тестовый байк был укомплектован трейловой системой XTR M9020 Trail с двумя звездами 26/36T - отличная комбинация на все случаи жизни и для тех условий, где мы проводили тестировали. Вариант M9020 обеспечивает совместимость между всеми вариантами звезд, в то время как гоночная система M9000 не совместима с тройником.

Одна из главных тем для обсуждения - это сравнение новой трансмиссии XTR (кассета 11-40Т) с 11-скоростной SRAM XX11 (кассета 10-42T).

Многие говорят, что вариант XTR 1x11 будет не в полной мере покрывать потребности в передаточных соотношениях. Сама же компания Shimano утверждает, что конструкция новой 11-скоростной кассеты XTR 11-40T подразумевает более жесткие звезды и меньшие промежутки между зубцами, что позволяет более эффективно педалировать и осуществлять переключение передачи за меньший оборот. Мы убедились, что кассеты действительно хватает для большинства условий рельефа, но полагаем, что многие фанаты трансмиссии 1x11 будут выбирать тайваньскую SRAM за более широкий спектр звезд 10-42T.

Конечно, сильные спортсмены и профессиональные гонщики, такие как Жульен Абсалон в состоянии использовать кассету 11-40 во всех случаях, не демонстрируя признаков нехватки передач, но для конечных пользователей трансмиссия 1x11 от XTR может показаться не достаточно эффективной.

В тоже время стоит отметить, что верхние компоненты для маунтинбайка от SRAM уже полностью отказались от переднего переключателя, в то время как у Shimano предлагается широкий диапазон передних звезд в блоках по 2 и 3 звезды. Это может быть решающим при выборе более универсальной трансмиссии в топовом сегменте, особенно для тех, кто любит ездить в горы.

Скрип...

К сожалению, не смотря на сильное натяжение лапки заднего переключателя и специальную накладку в рамке переднего переключателя, трансмиссия XTR оказалась не такой уж и тихой, как мы ожидали. Помимо этого, во время испытания мы воспроизвели пока необъяснимый скрип кассеты. Он был особенно заметен на больших звездах, но чуть позже мы его услышали и на маленькой звезде 11Т.

Мы обильно покрыли титановый барабан задней втулки колес M9000 специальной смазкой и плотно затянули стопорное кольцо кассеты. Шум уменьшился, но серьезные усилия на педали все равно сопровождались неприятным скрипом. Это проблема, над которой мы еще поразмыслим и постараемся устранить.

Кассета состоит из нескольких материалов, включая алюминий, карбон, сталь и титан. Кассета имеет конструкцию из нескольких блоков звезд, соединенных пауком. Все это сделано для снижения веса, который, в итоге, составил 328 граммов. По сравнению с 260-граммовой 11-скоростной кассетой SRAM XX1 вес кажется слишком высоким.

Новая 11-скоростная цепь для группы XTR 2015 точно такая же как для 11-скоростной шоссейной группы Dura-Ace. Там используется специальное покрытие Sil-Tec, снижающее трение и делающее переключение более плавным. Все так и есть.

Торможение: серьезные изменения, небольшие улучшения

Многое поменялось в тормозной системе. Установленные на тестовом байке тормоза M9000 Race обеспечивают легкое управление модуляцией. А именно модуляция является ключевым фактором во время гонки. Это позволяет тормозить в самую последнюю секунду без блокировки колеса.

Гоночная версия тормозов обходится без внешних рычажков регулировки для экономии веса. Регулировки свободного хода и Servo-Wave доступны на трейл-версии тормозов XTR. Race-версия тормозов имеет более мягкую ручку и четкий момент контакта колодок с диском. В качестве колодок используется облегченная версия без радиаторов (без Ice-Tech) на алюминиевой подложке.

Тормозная ручка сделана из карбона и имеет такую же текстуру, как и рычаги манетки. Это добавляет больше уверенности при торможении, например, одним пальцем.

Мы еще не тестировали тормоза на затяжных альпийских спусках, но крутые спуски в течение 2-3 минут не вызывали каких-либо изменений в работе тормозной системы. Что очень круто! В качестве дисков использовалась 160-мм версия Freeza роторов от Shimano. Это, конечно, не подробное сравнение, но на этих же спусках предыдущие тормоза M980 выдавали небольшие изменения в мощности и модуляции.

Во время тестирования наши тормоза сохраняли полное молчание, не смотря на грязь и воду, попадавшую на диски. Другие тестеры отмечали периодический визг тормозов при замачивании калиппера, но мы не смогли воспроизвести серьезных проблем со звуком.

Тормоза Trail-версии M9020 пока недоступны, но нам удалось немного покататься на сэмплах. Нет сомнения что они будут более популярны, благодаря Servo-Wave и внешним регулировкам свободного хода, без необходимости специальных инструментов. Все эти преимущества будут доступны с минимальной разницей в весе.

У нас впереди еще много километров тестовых впечатлений, прежде чем сформировать твердое мнение о новой группе оборудования Shimano XTR 2015. Необходимо испытать набор звезд кассеты в гонке, разобраться со скрипами и довести до кипения тормозную жидкость на спусках. В любом случае, первое впечатление от использования - положительное. Группа заслужила бы наивысший общий балл, если бы не вышесказанные мелкие особенности. Пока только 4 балла из 5.