Многообразие стандартов колес в мире маунтинбайка может озадачить даже опытного энтузиаста. Еще недавно мы размышляли о выборе колес 26 и 29 дюймов, чуть позже 27.5 и 29 дюймов, помимо этого набирают популярность так называемые фэт байки с колесами 26+ дюймов (26-дюймовые колеса с покрышками от 3.8 дюймов и выше). А что вы скажете о новой идее 27.5+? Маркетинг или закономерное развитие?
Новинка 27.5+ позиционируется как промежуточный размер между фэт байками с колесами 26 х 3.8"(и более) и традиционными велосипедами с покрышками стандартной ширины от 2 до 2.5 дюймов.
Так почему же производители видят в новой идее возможность занять свободную нишу? Одна из причин - это способ удовлетворить запросы тех любителей, которым так понравились фэт байки за их комфорт и стабильность. Также, многие велосипедисты отмечают повышенную устойчивость байков на широких колесах. Ну и самое интересное - это то, что большинство колес 27.5+ вполне совместимы с уже существующими найнерами, которые стоят у вас дома.
До текущей велосипедной выставки Sea Otter многие велосипедисты называли идею 27.5+ туманной и требующей определенной доработки. В принципе, это понятно, так как новый стандарт колес размером 27.5 дюймов стал широко доступен только в этом году. Но компания WTB (Wilderness Trail Bikes) представила совершенно новую комбинацию обода и покрышки 27.5+, которую можно легко использовать в существующих найнерах.
"Идею установить на найнер колеса с большими покрышками и меньшими по диаметру ободами принадлежит моему другу Бобу Пуру (Bob Poor). В тот день он гостил у меня после выставки Interbike в 2012", - сказал Марк Слэйт (Mark Slate), вице-президент компании WTB по разработке компонентов.
WTB разработала первые покрышки Trailblazer 27.5+ такими, чтобы они были совместимы с многими современными найнерами. Это 2.8-дюймовые покрышки, предназначенные для ободов с внутренней шириной от 25 до 45мм. WTB также отмечает, что для некоторых существующих найнеров совместимость возможна только при использовании более узких ободов (те, что ближе к 25мм), чтобы обеспечить достаточный зазор между покрышкой и задними перьями рамы.
Но развитие 27.5+ идет не только по пути совместимости существующих найнеров с широкими покрышками, но и для создания новых трейловых байков с более агрессивными характеристиками.
Колеса, на базе покрышек WTB Trailblazer и ободов Scraper были представлены во время выставки Sea Otter в этом году на прототипе Rocky Mountain Sherpa. Двухподвесная рама концепта состояла из композитного переднего треугольника и более широкого заднего, позволившего вместить связку Trailblazer с 45-миллиметровым ободом Scraper.
Представители Rocky Mountain отказались комментировать будет-ли Sherpa серийной моделью в линейке 2015. Но если производитель пошел на создание концепта, который был представлен широкой публике, серийная версия, вероятно, где-то на горизонте.
Еще одна важная особенность
Несколько бренд-менеджеров, согласившихся пообщаться на условиях анонимности заявили, что идея 27.5+ станет одним из значительных достижений, которые мы увидим в моделях велосипедов 2015 года. Также, они утверждали, что многие компании представят по несколько моделей в своих линейках на новых колесах с шинами 27.5х3".
Одной из компаний, которая официально не подтверждает своих планов, но видит потенциал платформы 27.5+ является Trek.
"27.5+ имеет ряд реальных преимуществ. Мы ездили на тестовых велосипедах и почувствовали это. Они едут по-другому, велосипеды более устойчивы, интересны", - объяснил бренд-менеджер компании Trek Трэвис Отт (Travis Ott).
В частности, компания Trek хорошо видит свою выгоду в 27.5+. Благодаря собственному бренду компонентов и аксессуаров Bontrager, Trek может разработать свою линейку колес, ободов и шин для 27.5+. А благодаря совместной разработке с компанией SRAM более широкой задней оси 148мм (Boost 148), которая будет доступна для всех производителей велосипедов, станет легче проектирование горных велосипедов с короткими задними перьями и достаточным зазором, чтобы установить широкую покрышку.
27.5+ против 29+
Найнеры с приставкой "плюс" не стали популярными и сегодня встречаются крайне редко. Есть несколько производителей, недоступных в России, в линейках которых встречаются 29+. Но всё равно найти подходящие обода и покрышки, не говоря уже о совместимых рамах с более широкими задними перьями, непросто.
Преимуществом 27.5+ станет его универсальная совместимость. Эти колеса будут работать с уже существующими велосипедами. Также, 27.5+ едут очень хорошо, легко раскручиваются и не ощущаются плюшевыми, позволяют использовать низкое давление воздуха, обеспечивая прекрасный контакт с грунтом и тягу. "Рисунок протектора имеет много общего с 29+, у колес похожие габариты и характеристики, но 29+ требуют специальной рамы, а 27.5+ можно использовать с уже имеющимся у вас найнером - и это будет важным преимуществом", - сказал Уилл Ричи из WTB.
Директор производства компании Rocky Mountain Алекс Коггер (Alex Cogger) был одним из первых, кто экспериментировал с колесами 27.5+ на своем прототипе Sherpa. Он отмечал все преимущества колес 27.5 дюймов и, в добавок, лучшую стабильность и баланс для 27.5+. Подобные характеристики могут существенно расширить область применения для новых колес.
"К сожалению, мы ничего не можем сделать с особенностью конструкции колес 29+. Много тяжелой резины находятся в самой дальней точке от центра вращения колеса, создавая эффект тяжести и высокую инерционность. 27.5+ имеют ряд преимуществ больших колес, но резко снижают инерцию и позволяют создать весьма легкий уилсет", - сказал Коггер.
Мы тоже думаем, что идея 27.5+ получит большую популярность, ведь он в большинстве случаев не потребует замену того найнера, который у вас уже есть. По сути, колеса 27.5+ примерно равны колесам 29х2.3", то есть вы сможете использовать несколько вариантов колес на одной раме 29er, кардинально меняя характеристики байка.
"Плюс" в сравнении с "фэт"
Мы уже поняли, что 27.5+ имеет ряд преимуществ больших колес, а также легче педалируется чем 29+, но так и не разобрались как эта идея уживется с фэт байками. И здесь мнения расходятся.
Коггер считает, что фэт байки прочно заняли свою нишу и в ряде условий для них просто нет замены, но пользователи, которые идут на компромиссы и хотят получить больше возможностей могут переметнуться в сторону более универсального варианта 27.5+.
"Полагаю, что 27.5+ откусит определенный кусок от продаж фэт байков", - отмечает Коггер. "Многие владельца фэт байков используют их, в основном, для грязи, а 27.5+ позволит создать более универсальный велосипед на все случаи жизни".
С другой стороны, есть мнение, что фэт байки не будут делиться рынком с 27.5+. "Многие владельцы фэт байков выбрали их за очень толстые покрышки и преимущества с этим связанные. 27.5+ не сможет всецело обеспечить характеристики фэт байка", - отметил инженер компании Salsa Пете Кошки (Pete Koski).
Мы считаем, что те велосипедисты, которые начали присматриваться к фэт байкам, но не решили однозначно о переходе на толстые покрышки могут остановиться на 27.5+ как более универсальном варианте. То есть ниша фэт байков будет, конечно, слегка пересекаться с новым "плюсом" но последний не вытеснит их с рынка.
Станет-ли 27.5+ новым стандартом?
Бесспорно, идея 27.5+ выглядит очень интересной. Она позволяет использовать тот велосипед, который у вас уже есть. А развитие технологий производства покрышек и ободов, как и бескамерных технологий позволяет создать более легкие колеса. Некоторые эксперты вело индустрии считают, что "плюс" может стать новым стандартом для горных велосипедов.
Trek, например, видит 27.5+ всплеском в трейл-сегменте рынка. "Плюс серьезно повлияет на продажи трейловых байков, особенно это касается трейловых хардтейлов", - отмечает Трэвис Отт.
Кошки из Salsa также считает, что настало время для 27.5+. "Я думаю, что "плюс", особенно в размере 27.5+ имеет огромный потенциал, чтобы завоевать значительную долю рынка горных велосипедов", - отметил Пете.
В свою очередь Коггер из Rocky Mountain высказал более взвешенный подход к развитию 27.5+. "Это была горячая тема для дебатов среди специалистов вело индустрии, таких же как я. Подозреваю, мы сможем увидеть, как некоторые компании создают байки на базе 27.5+ в категориях, где такие велосипеды не имеют технических преимуществ, но они пытаются таким образом создать что-то новое. Я знаю слухи о различных идеях, с которыми в данный момент не согласен. Будучи одним из немногих людей, которые реально ездили на новых колесах 27.5+, я вижу, что некоторые компании хватаются за соломинку, пропуская "другую важную идею", и делают заявления, в которых у них точно нулевой опыт".
И, всё же, развитие 27.5+ началось. Становится ясно, что всё больше производителей обращают внимание на развитие и эксперименты с новыми размерами. Идея получит достаточное внимание, а мы будем ждать первых предложений колес, покрышек, ободов и велосипедов.
Фотографии и перевод с bikeradar.com, дополнения из разл.источников