Впечатления от виртуальной многодневной гонки KOM-on Tour в ZWIFT 2-9 Января 2021.
Только что завершившийся 2021 год стал самым экстраординарным из всех в нашей жизни. Буквально за один год изменилось все: наши привычки, способы коммуникации, да и что уж там говорить, вся наша жизнь. Конечно, если вы не заядлый интроверт и все время проводите, работая из дома. В этом случае ежедневная рутина осталась почти без изменений, но для большинства простых людей, например, как я, поменялось буквально все. Теперь мы ходим в масках и перчатках, тренируемся через виртуальные клиенты и собираемся в Zoom, чтобы попить пиво и обсудить последние новости. И все это у себя на кухне.
Уже достаточно продолжительное время я поддерживаю свою велосипедную форму на станке прямо из дома. Современное оборудование в виде смарт-станка и ряда датчиков способны полностью передать условия реальной нагрузки во время тренировки. Более того, программное обеспечение, которое обрабатывает данные с датчиков позволяет в полной мере соревноваться с такими же спортсменами со всего мира. Мощное приложение ZWIFT завоевало разум огромного количества велосипедистов во время активных локдаунов по всему Миру. Когда нельзя выходить из дома, можно виртуально прокатиться по вымышленной Watopia, или покататься с друзьями, или даже поучаствовать в настоящей виртуальной гонке.
В России многие любители велоспорта уже давно тренируются и соревнуются на платформе ZWIFT и совсем недавно я познакомился с одним таким сообществом, где мне предложили принять участие в виртуальной многодневной гонке KOM-on Tour. Гонка на 8 этапов, каждый день с 2 по 9 Января 2021. Учитывая факт, что в текущих условиях ограничений и отсутствии бюджета на какие-нибудь поездки все равно нечего было делать, я решил поучаствовать.
1 Этап – гонка с раздельным стартом
Маршрут: Ричмонд, 2015 UCI Worlds Course,
Продолжительность: 16,2 км,
Набор высоты: 142 м
Возможно использовать только велосипеды TT
Особенность этой короткой «разделки», вероятно, посмотреть уровень участников и расставить их в приблизительной сетке по силам. Все велосипеды для гонок с раздельным стартом (TT) не обладают эффектом «драфта». В виртуальной среде ZWIFT можно, например, сесть на колесо более сильному гонщику и поддерживать его скорость с меньшими усилиями. Это и есть драфт. Так вот, при использовании ТТ велосипеда этого эффекта нет, и все участники едут согласно прилагаемым усилиям, выбранному оборудованию и окружающим погодным условиям.
Я ненавижу разделки. Только, конечно, если они не в гору. Физика моего тела подразумевает не самую хорошую аэродинамику. При росте 181см я вешу около 66кг, являясь относительно высоким и довольно худым спортсменом. При подсчете скорости в ZWIFT эти данные участвуют в формуле негативным образом. Я прилагаю приблизительно те же усилия, но все равно еду медленнее, чем более коренастые участники. Возможно, здесь также важен опыт раскладки на дистанции. Например, сбрасывать на спусках и добавлять в подъемы. Физика ZWIFT – это отдельная вселенная. Ты всю жизнь учился экономиться в реальных условиях и складываться для аэродинамики, но в виртуальном мире это работает лишь отчасти, если совсем не по-другому.
Выдавая в среднем 322 Ватта (4,88 В/кг) при каденсе 87 и пульсе 164 я пришел только 8-м с отставанием в полторы минуты.
Конечно, накануне мероприятия я ошибочно загрузил себя несколькими интенсивными кругами по виртуальной Ватопии. Ноги были слегка забиты. Тем не менее, я не считаю, что плохо проехал этот этап. Здесь есть над чем работать. Я выдаю стабильные ватты, которые нужно просто грамотнее разложить на дистанции.
Первая десятка выглядит так:
1 Krasavin Kirill 0:23:12
2 Ярыгин Павел 0:23:27
3 Zaitsev Sergei 0:23:46
4 Ралан Ян 0:23:47
5 Даясов Федор 0:24:07
6 Солодов Анатолий 0:24:13
7 Prost Eugen 0:24:32
8 Кочин Василий 0:24:42 (+1:30)
9 Мельников Сергей 0:24:50
10 Иванов Денис 0:24:52
1 Этап (02.01.2021) в Strava
Все результаты
2 Этап – групповая горная гонка (42 км)
Маршрут: Watopia, Three Sisters
Продолжительность: приблизительно 42 км с финишем на вершине вулкана,
Набор высоты: приблизительно 880 м
Вторым этапом была горная гонка по вымышленной Ватопии по маршруту Three Sisters, но не полному, а с финишем, приблизительно, на 42-м километре, на вершине вулкана. Это было серьезное испытание, так как за такое расстояние требовалось набрать 880 вертикальных метров, и этот маршрут включал небольшое ответвление к радиовышке. Поворот к радиовышке – это, так сказать, «поворот не туда»: сначала короткий спуск, а потом практически вертикальный подъем длиной около 1,1 км с набором 146 м и средним градиентом 12,7% (местами до 20%).
Если к предыдущему этапу я чувствовал легкую усталость в ногах, то к этой горной гонке самочувствие было, на удивление, свежее. После старта все участники собрались в группу, тогда и был дан старт гонке.
В горах я чувствую свое преимущество. Мне легче дается низкий каденс и мощность на уровне порога. Возможно, это из-за моей комплекции скорее горного гонщика, нежели спринтера. Буквально на всех подъемах я чувствовал даже запас для ускорения, но держал темп группы. Моей задачей было держаться в шапке, чтобы не увеличивать разрыв от тех, кто принес мне секунды на первом этапе. Вообще, конечно, над разделкой нужно поработать. Из-за неправильной раскладки в первой гонке, по сути, забегая вперед, все остальные этапы я отыгрывал проигранное в разделке время.
На подъеме к радиовышке я окончательно прилип к лидерам гонки и не отпускал их до самого конца – подъема на вершину вулкана. Там участники разыграли финишный спринт, но все получили одно время.
Стоит отметить, что один из мальчиков, который называл себя Ян Роланом показывал не совсем достоверные цифры и подозрительную производительность. Он всю гонку ехал один, где-то далеко впереди, и его, в конце концов, сняли с гонки за читерство.
Вообще, физика ZWIFT опирается на многие параметры, но те, что нужно вводить максимально достоверно – это рост и вес. В зависимости от них формируется визуальная «плотность» аватара, а также производительность и скорость в виртуальном мире. Скорость игрока напрямую зависит от корректности введенных данных. Например, если внести заниженный на, скажем, 10% вес, игрок может выдавать большую мощность (Ватт/кг) и, как следствие скорость, что будет сразу выделять его из группы. Учитывая, что все мы гоняемся в первую очередь для своего здоровья, я не менял свои данные на протяжении всей гонки, чтобы не вызывать лишних вопросов. Даже, забегая вперед, не смотря на то, что к 7 этапу мой вес упал на более чем 1кг (на 7 этапе я весил 64,8 с утра натощак). Вес я набрал в следующие 3 дня после многодневки, поедая практически полтора своего обычного рациона в день. Сейчас у меня стабильные 66 (+/- 1%, такая же погрешность измерений, как и у станка Wahoo KICKR v.5) кг. Но вот рост варьируется от 180,5 см вечером до 181,5 с утра J.
Помимо роста и веса, конечно, нужно (или желательно) иметь современный (ну или не современный, но точный) станок с максимально низкой погрешностью (из лучших на рынке – Wahoo Kickr v4/v5 и Tacx Neo/Neo2/2T) и точный нагрудный пульсометр (датчик сердечных сокращений). Все это подсоединяется к ZWIFT по Bluetooth или ANT+ и дает игроку максимально реалистичную визуализацию прилагаемым усилиям.
Было свежо, но к вечеру нагрузка дала о себе знать сонным состоянием и, как следствие, ранним отходом ко сну. Следующим должен быть равнинный спринтерский этап по Франции. Ну там, я думал, все просто: нужно сидеть в лидирующей группе.
Первая десятка без читера выглядела на этапе так:
1 Krasavin Kirill 1:06:22
2 Даясов Федор 1:06:22
3 Кочин Василий 1:06:22
4 Zaitsev Sergei 1:06:29
5 Солодов Анатолий 1:06:36
6 Константин Велоклуб 1:06:36
7 Ярыгин Павел 1:07:31
8 Ионенко Евгений 1:09:30
9 Мельников Сергей 1:09:32
10 Prost Eugen 1:09:39
2 Этап (03.01.2021) в Strava
Все результаты
3 Этап – групповая равнинная гонка (63 км)
Маршрут: Франция, Tire-Bouchon
Продолжительность: приблизительно 63 км
Набор высоты: приблизительно 431 м
Третий этап многодневки KOM-on Tour был, скорее, для более тяжелых спортсменов, которые специализируются на спринте. Маршрут проходил по виртуальной равнинной Франции, Tire-Bouchon, с несколькими спринтерскими участками, а также одним горным участком Petit KOM. Преследуя свою основную задачу – восстановление, я старался максимально экономить силы и ехал в группе. Тем не менее, самочувствие было вполне свежим, и мне даже удалось ускориться на нескольких спринтах. Конечно, безрезультатно, но это позволило легко поддержать темп шапки после спринта, на распыляясь на догонялки.
Группа ехала довольно спокойно. Все-таки – это только третий этап. Предыдущий был довольно интенсивным горным маршрутом, а следующий этап обещал быть одним из самых сложных – индивидуальная гонка в гору по маршруту Alpe du Zwift. Возможно именно поэтому гонка прошла спокойно.
На втором круге перед горным участком Petit KOM вырвался из группы Павел Ярыгин, которому хотелось получить дополнительные горные очки в соответствующей номинации. Я чувствовал себя вполне свежим и выстрелил в гору за оторвавшимся за Павлом «Ян Роланом». Ту горную номинацию мне удалось выиграть с небольшим отрывом, но, забегая вперед, я так и не разобрался, на что это влияет.
Позже, изучая сегменты и попытки других участников в STRAVA, я на удивление обнаружил, что с результатом 5:04 на отрезке Petit KOM мне удалось попасть лишь на 2414-ю строчку. При этом средняя мощность на участке была 373 Ватта, а пульс 163 уд/мин. Скорость в эту 2,67 километровую горку с набором 105 метров составила 31,7 км/ч. И мне совершенно непонятно каким образом молодые лидеры взлетали на нее на скоростях под 50 с 200-250 Ваттами в педалях на пульсе 120. Даже в составе очень быстрой группы такое выглядит сомнительным для виртуального мира ZWIFT.
Следующий этап должен, по идее, раскрыть мой потенциал горного гонщика. У меня все для этого есть: немного мощи, худощавое телосложение и достижение «мазохист» в ZWIFT. Такую «ачивку» можно получить только заехав 25 раз в Alpe du Zwift – реплику настоящей горы Alpe d'Huez на юго-востоке Франции. Посмотрим.
Первая десятка на третьем этапе выглядит так:
1 Иванов Денис 1:30:15
2 D.Sheva… 1:30:21
3 Ионенко Евгений 1:30:22
4 Кочин Василий 1:30:22
5 Krasavin Kirill 1:30:23
6 SEMIN MIKHAIL 1:30:24
7 Zaitsev Sergei 1:30:24
8 Ярыгин Павел 1:30:24
9 Солодов Анатолий 1:30:26
10 Cuper Alexander 1:30:26
4 Этап – горная гонка с раздельным стартом (17 км)
Маршрут: Watopia, Road to Sky
Продолжительность: приблизительно 17,3 км
Набор высоты: приблизительно 1045 м
Можно сказать, для меня это был основной этап. Короткий по километражу, но крайне изматывающий, ведь большая часть гонки – это виртуальная копия подъема Alpe d'Huez. Чтобы уравнять шансы, а также исключить эффект драфта, все участники использовали велосипеды ТТ типа. Я выбрал SCOTT Plasma 5, который по тестам на YouTube был хорош для восхождений. Выбор колес оставался за спортсменом. Разумеется, мой выбор пал на самые быстрые горные колеса Lightweight, которые невозможно купить, а только можно заработать. Чтобы стать обладателем самых быстрых горных колес необходимо забираться в подъем Alpe du Zwift (далее ADZ) до тех пор, пока спиннер на вершине не приземлится на пиктограмму с колесами. В погоне за достижением Masochist «Мазохист» (звание можно получить, забравшись в ADZ 25 раз), мне удалось получить колеса уже в первые 10 подъемов. Каждый раз, когда спиннер приземлялся на колеса на следующей попытке, вместо них начислялось 1000 очков опыта. Так что тренировки в ADZ – это не только приятные восхождения, но и способ получить дополнительный опыт.
Спиннер на вершине Alpe du Zwift.
Я не испытывал никакого мандража перед этапом, потому что четко знал, на что способен. Учитывая результаты других участников на предыдущих гонках, я был практически уверен, что вопрос будет о первой тройке. Для себя мне хотелось перевалить за 5 Ватт/кг на 40 минут и сделать сегмент ADZ менее, чем за 40 минут. Забегая вперед скажу, что часть из этих целей были достигнуты.
Со старта участники задали хороший темп, и я шел где-то в 10-ке или около того. Разрыв от лидера достигал минуту при подъезде к арке поворота на ADZ. Ничего страшного в этом я не видел, так как хотел плавно разложиться на всю дистанцию в 17 км.
Сама дистанция очень интересная. Первые 5 км – это гравийная дорога, где для поддержки высокой скорости на шоссейном (или ТТ) велосипеде нужно выкладываться по полной. Следующие 12,5 км – это подъем в ADZ (сегмент 12,2 км со средним градиентом 8,5%). Конечно, здесь все решает длинный 12-километровый подъем. Если израсходовать себя больше, чем нужно со старта, то уже на середине горы может наступить кризис, который может сильно ухудшить итоговый результат.
Сразу при выходе на сегмент горы, я четко ехал по своей цели, стараясь держаться в районе 5 Ватт/кг. Ровно и до последних пары километров, когда спереди остались лишь Красавин и Мурашко. Первый –лидер общей классификации, второй – вне общего зачета, но очень хорошо разложившийся на этой дистанции игрок.
К сожалению, за километр мне уже было ясно, что цель по времени выполнена не будет. Все-таки тяжелый бездрафтовый байк дал о себе знать. Вообще, с результатом на горе около (чуть больше) 5 Ватт на кг, игрок должен укладываться в 40 минут, но на ТТ велосипеде, даже не смотря на легкие колеса этого сделать не получилось.
Обойдя Красавина на последнем серпантине, по километражу стало ясно, что финиш будет уже после арки со спиннером. Нужно будет проехать еще 200-300 метров. Поэтому сразу после арки важно было не бросать, а наоборот, набирать скорость. Мурашко уже было не догнать. Мне удалось сократить разрыв с ним только до 33 секунд. При этом он также не преодолел 40 минутный лимит. Итого я финишировал со 2-м результатом 49:45 (отставание 33 сек. от лидера) или 40:58 на сегменте ADZ (по Strava).
Тем не менее, мне удалось достигнуть цели по Ваттам, сохранив более 5 Ватт/кг на 40 минут. Анализируя потом данные Мурашко, стало ясно куда делись 33 секунды разницы. Дмитрий выдал на 1,2% большую мощность на горном отрезке.
Мой график этой гонки на 40 минут (конечно, это на сегменте ADZ)
График Дмитрия Мурашко
Этот этап стал основным в позиционировании меня в генеральном зачете. Учитывая, что Красавин незначительно проигрывал, или выигрывал относительно меня после первой разделки, а все мои возможные конкуренты отсели на минуту (или несколько) назад, я пустил корни на втором месте. Уверенности обогнать Кирилла в одиночку у меня уже не было. Он для меня слишком силен на спринтерских участках. Поэтому задача осталась за малым: держаться в группе лидеров с минимальным разрывом по времени на финише. В общем, я решил по ходу оставшихся этапов ориентироваться на Красавина.
Впереди пятый этап, который, возможно, даст преимущество более тяжелым участникам. Гонка по маршруту NewYork Astoria line 8(6 кругов по 11,5 км). Хотя, стоит отметить, что на всю дистанцию (6 холмистых кругов) общий набор составит 850 метров. Так что преимущество тем или иным игрокам неоднозначно. Посмотрим.
Результаты гонки в ADZ:
1 Мурашко Дмитрий 0:49:12
2 Кочин Василий 0:49:45 (+33 сек.)
3 Krasavin Kirill 0:49:53
4 Даясов Федор 0:51:08
5 Zaitsev Sergei 0:51:08
6 Солодов Анатолий 0:51:26
7 Иванов Денис 0:53:05
8 Ярыгин Павел 0:53:32
9 Мельников Сергей 0:54:29
10 Неводчиков владимир 0:55:31
продолжение следует...