Это был невероятно интересный и самый классный Велосбор, в которых мне приходилось участвовать (Василий Кочин, прим.ред.). Ограниченное время (всего 7 дней) заставило использовать каждый тренировочный день по максимуму. И, конечно же, покорён наш тренировочный маршрут на выживание, придуманный Александром Торкаченко.
Почему Турция
Многие выбирают другие места для весенних велосборов (Россию: Крым, Сочи; Кипр; Европу; Египет), но мы уже давно остановились на Турции, потому что в это время года южное побережье цветет и благоухает, погода радует, на дорогах спокойно (еще не начался пляжный сезон) и совсем недорого (7-дневный сбор по системе все включено с перелетом может стоить около 400 долл. с вылетом из Москвы). Разумеется, в Турции уже давно традиционно собирается наша тусовка, встретиться с участниками которой спешат велосипедисты из разных уголков России и Украины.
Вид из номера отеля Starlight (главное здание, номер See View)
Как эффективно провести семь тренировочных дней, получить максимум от тренировок и проехать контрольный маршрут на выживание? Задача не из простых, учитывая, что все тренировки до сбора у меня были до двух часов. Разложив все по полочкам, я создал интенсивный план, по которому все должно было получиться, и, забегая вперед, получилось!
Расположение отеля в этом году было более чем удобным. Учитывая, что все наши равнинные тренировки проходили по шоссе D400 вдоль моря от Манавгата до Алании, а горные по шоссе D695 на Конию, в этот раз я взял отель прямо на развилке на Конию в местечке Кизилагач (Kızılağaç). Замечательный комплекс Starlight Convention Center Thalasso & Spa был дороже других предложений, но его расположение, уровень сервиса, комфорт и поселившаяся в нем велотусовка перевесили режим экономии. Тихое место, выезжаешь и через 5 минут ты на развилке: на Конию (горная тренировка) или на Аланию (равнинная тренировка).
Все тренировки, о которых я расскажу ниже будут ссылаться на мой профиль в Strava. Тем, кто еще не знает, что это такое, необходимо срочно установить это замечательное приложение - трекер вашей активности. Strava - бесплатное приложение для смартфонов с GPS-модулем, позволяющее аккумулировать тренировки (с любых устройств), анализировать и сравнивать результаты, следить за тренировками своих друзей ну и, конечно, выполнять задания, которые мотивируют на все новые и новые тренировки. Для тех, кто хочет получить полнофункциональную версию, доступна платная подписка (около 2000 руб. в год), но достаточно хороший функционал доступен и в бесплатной версии. Так что устанавливаем, подписываемся и начинаем тренироваться эффективнее, безопаснее и вместе :-). Подключиться к Strava...
День 1: интенсивная равнина (43.1км, 1:17:35)
Благодаря удобному чехлу Scicon AeroComfort 2.0, сборка байка заняла не более 3 минут. Этот чехол позволяет перевозить шоссейный велосипед абсолютно без разборки. Для меня это было более чем актуально, так как я использую педали с датчиком мощности Garmin Vector. Если педали демонтировать с велосипеда, то повторная точная установка потребует динамометрического ключа. Конечно, в идеале их не снимать - чехол это позволяет. Единственное, что мне пришлось сделать - это слегка ослабить затяжку автоматов (если положат чехол горизонтально, чтобы не испортить ручку) и отключить провода аккумулятора Di2 и заднего переключателя. Сборка, как я уже говорил, заняла 3 минуты.
Было уже более 4 часов после полудня и под зов к молитве я вышел на первую тренировку. Чисто для разведки, и чтобы напомнить попе о том, каково это кататься в реальных условиях (а не на станке или велотреке), были преодолены около 43 километров в интенсивном темпе. Отличная погода, нехолодно (+17), солнечно (солнце, правда, уже садилось) и эффективно. Попа все сразу вспомнила, когда на обратном пути я решил заехать пару километров в сторону Конии. Как только закончилась новая дорога и начался асфальтовый щебень, даже 25-миллиметровые покрышки меня не спасли. Я понял, что горные тренировки на Конию будут жесткими. По крайней мере, первая.
День 2: водные процедуры по равнине (74.8км, 2:13:07)
Прогноз погоды постоянно менялся, но мы всегда надеялись проскочить. Во второй тренировочный день я присоединился к тусовке ветеранов (Юрий Деманов, Вадим, Борис, Саша Стоматов и др.) и своему другу Петру Ухову, который уже ждал меня для особо сложных маршрутов. Эту тренировку мы планировали посвятить равнине (на 3 часа и около 100-110км), но погода вмешалась в наши планы. Во время тренировки где-то сбоку постоянно висели свинцовые тучи. Как все русские мы надеялись на авось (авось пронесет), но на обратном пути (а мы повернули с первыми каплями) нас накрыла буквально стена дождя. Промокло все, даже айфоны. Тем не менее, мы смогли проехать почти 75 километров с временем 2:13:07.
День 3: горная тренировка с разминкой (на 3 часа) (103.6км, 3:36:27)
Имея в запасе всего семь тренировочных дней, хочешь использовать их по максимуму. Была бы возможность, я бы ездил только горные тренировки. По равнине мы и в Москве всегда накатаемся. Слава Богу мое мнение разбавил Вадик из Омска, порекомендовавший больше раскатываться перед реальными горными маршрутами. В третий день мы все вместе поехали в горы, но с равнинной разминкой почти на 40км (по D400). Получилось очень классно. Первые три с половиной часа в этом году, хорошее самочувствие (по крайней мере до конца того дня). В эту тренировку было несколько проколов, в том числе и у меня. Причем мой борт вобрал в себя парочку острых камней или осколков и мне пришлось израсходовать две камеры. Вывод: поменьше заезжайте на обочины!
День 4: восстанавливаемся по равнине 3 часа (97.1км, 3:01:07)
Как же хорошо, что Вадик меня отговорил ехать чисто горную тренировку на третий день. На утро ноги гудели, а попа болела. Это нормально, ведь вчера были первые 3.5 часа в этом сезоне, с набором более 1200 метров. На 4-й день с утра зарядил дождь и мы отложили выезд до после обеда. Прогноз говорил, что после 14:00 выглянет солнце. Но солнце начало мелькать уже в 12:00 и мы с Петей решили стартануть вдвоем сразу после обеда в 14:00, чтобы успеть на ужин. Остальная тусовка целилась на 15:00. В планах было 3 часа равнины. Вдвоем с Петей было замечательно! Восстановились хорошо.
Остальные мужчины стартанули в 15:00. По их данным они тоже классно откатились. Поверим им на слово.
День 5: индивидуально + разделка 50км (111.7км, 3:18:37)
У меня осталось три тренировочных дня и я решил посвятить два последних горным тренировкам. А пятый день очередному восстановлению перед ними. Но, видимо, у меня наступила суперкомпенсация, так как самочувствие было превосходным. Попа уже не болела, приятно болели нагруженные ноги. Ерунда!
Сразу после старта групповой тренировки я решил ехать сам по себе и поехал индивидуально. Маршрут - уже заезженные до дыр 55км до центра Алании и обратно, при этом обратно хотел устроить разделку в аэродинамической посадке. Мегасуперультра! Мне было легко поддерживать темп благодаря датчику мощности. Я ехал ни по пульсу, ни по ощущениям, а по Ваттам. Они не обманывали меня и на половине пути я был чуть ли не свежее, чем на старте. Обратные 50 километров были тайм триалом. Сразу после туннелей Алании я встретил огромную группу ребят, поселившихся в Сиде (Манавгате) с Кириллом и Дарьей, но не присоединился к ним, оставшись верным своей программе. 48 километров разделки пролетели за 1:15, потом небольшая откаточка до первого подъема на Конию и я уже делаю стреч в отеле.
По словам тусовки, которая поехала без меня, они проехали тот же маршрут, но в Алании забрались на "мусорку" - так называется гора, в которую постоянно заезжают мусорные машины. Она резко поднимается с нуля до 800 метров с градиентом в моменте до 18%. На подъеме им встретились наши друзья из Украины: Виктор Петрович и Виктор Фёдоров. Судя по изнеможденным гримасам приехавших парней, единственное, о чем я пожалел - это то, что не увиделся с украинскими велосипедистами. Мусорка - единственное место (гора), которое я пропустил за время сбора.
День 6: горная + Gran Fondo 4 (130.3км, 4:58:35)
Осталось два дня и все два должны быть горными, причем последний день (а погода обещала порадовать) я планировал посвятить контрольной тренировке на выживание (круг через Гундогмуш). На шестой день мы с Петей Уховым связались с Сергеем Масленниковым из Барнаула (Сибирь, привет!) и он уже ждал нас в 9:05 утра у развилки на Конию. В планах было выполнить задание из Strava: Gran Fondo 4 - 130км, которые я хотел закрыть, доехав до городка Аксеки (65км от нашего отеля) и обратно. Набор должен был получиться > 2000м.
Мы планировали выйти из пяти часов, чтобы успеть до завершения обеда (14:30), поэтому темп был средний и ниже. Также, мы учитывали завтрашний контрольный маршрут и не хотели перегружаться. Кстати, для Сергея все совместные с нами тренировки были более тяжелым испытанием, ведь к нашему километражу он прибавлял около 25км до своего отеля и обратно.
Замечательная погода, кроме того, что поднявшись в гору Петя Ухов замерз. После 60-го километра его уже нельзя было выключить и он все бубнил, что замерз и разворачивается за следующем поворотом. Тем не менее, мы развернулись по плану, на 65-м километре. Сергей оказался более стойким. Не смотря на то, что он был также в коротких велотрусах, он не замерз как Петя (у Сергея была жилетка). Я же ехал хорошо экипированным: три четверти и майка с длинным рукавом + ветровая жилетка Odlo. У меня всегда действует правило: лучше теплее, чем замерзнуть и застудить себе что-нибудь очень важное... для велосипедиста... например, колени.
Пять часов - это уже тренировка! Это не три с половиной. Тут нужна еда, я бы даже сказал, много еды. Пять булочек ушли за первые четыре часа и тренировка заканчивалась практически на парах. Проголодались все. Сергей даже стрельнул булочку у Пети. Если бы Петя ему не помог, Серега остался бы где-нибудь между развилкой на Конию и своим отелем. Но, слава Богу, все завершилось благополучно. 5-ти часовая горная тренировка завершена. Было холодно и голодно, солнечно и живописно. Результат: 130.3км, 4:58:35.
День 7: контрольная тренировка на выживание (151.6км, 6:24:08)
Более удобное расположение отеля - легче контрольная тренировка. Накануне мы решили выполнить легендарный маршрут Александра Торкаченко: контрольную тренировку на выживание. Это круговой маршрут на более чем 150км с набором высоты более чем 3000 метров. Несколько лет ранее (Велосбор в Турции 2011) группа, в составе которой был Александр уже пыталась преодолеть эту тренировку, но погода помешала планам спортсменов. Где-то на 50-том километре пошел дождь с градом (видео с той тренировки) и группа вернулась.
Наша Тусовка из России еще ни разу не покорила этот маршрут, который в 2011 году придумал Торкаченко. Тем не менее, маршрут преодолел Виктор Петрович из Украины (один и в обратном направлении), рассказав нам о нескольких участках бездорожья и живописных видах.
Седьмой день мы посвятили контрольной тренировке на выживание. Нам на встречу стартанул Виктор Петрович и мы должны были пересечься где-то посередине (в районе Гундогмуша).
Это была просто нереальная по своей красоте тренировка. Слава Богу, погода не подвела. Было солнечно, местами облачно, но без дождя. Пару моментов, когда температура падала до 13 градусов (Петя начинал бурчать), но в общем и целом - просто прекрасно.
После Гундогмуш мы пересеклись с Виктором и сделали групповое фото. Еще через пару километров нам открылся потрясающий вид на ущелье с горной извивающейся дорогой. Живописные водопады, родники, приветливые местные.
Покорить этот тренировочный маршрут - заново увидеть Турцию. После того, как ты его проезжаешь, тебе открывается новая, велосипедная Турция с итальянско-испанской начинкой.
Некоторым участникам тренировки было довольно тяжело. Отсутствие компакта на таком маршруте требует серьезную силу и выносливость. Также, подобный маршрут требует большого запаса воды и пропитания. На маршруте есть несколько мест, где можно пополнить запасы провизии: в Гундогмуш на заправке можно купить кока-колы и вафлю. На 18-километровом подъеме в районе Гузельбага есть парочка родников с кристально чистой водой. Ну а спуствшись в Авсаллар можно вообще нормально пообедать :-).
Круг содержит два участка с ремонтом дороги. Они абсолютно проезжаемые в сухую погоду и могут быть непреодолимыми во время дождя. На первом участке (где-то 50-й километр после развилки D400 на Конию) даже в солнечный день наши колеса слегка вязли в грунте. Во время дождя это может превратиться в засасывающее болото. Второй участок был полностью утрамбованным и расположился перед Авсалларом (где наш маршрут пересекался с D400). Там можно только испачкаться или проколоться.
Участники велосбора слева направо: Юра Деманов, Сергей, Борис, Петр, Александр. День 7: площадка с видом на ущелье после Гундогмуш.
Состояние дорожного покрытия на маршруте, конечно, очень далеко от идеала. Пейзажи могут напоминать старую Европу, но дороги точно Турецкие. Тем не менее все абсолютно проезжаемое. Лучше всего использовать борта от 25мм и с защитой от проколов. В нашем случае все обошлось.
Под конец тренировки мы немного разделились, но собрались у магазина, где местные Турки угостили нас прохладной кока-колой. Аркадаш по турецки значит "друг". Турки доброжелательны и вежливы. Мы выпили почти целую бутылку 2.5 литра (турецкий вариант кока-колы).
После кока-колы открылся резервный источник энергии и я решил опять ехать разделку до отеля. Но последним в решении, конечно, был попутный ветер :-). Со средней более 40км/ч я домчался до отеля за 40 минут. Группа приехала пять минут позже.
Контрольная тренировка на выживание завершена. Это была самая интересная тренировка за всю историю наших велосборов в Турции.
Итоги
Итого 7 тренировочных дней, 712.5км, 24 часа 49 минут в седле и 8040м вертикального набора (в планах на сбор было 20 часов, прим.ред.). Можно ли эффективнее потратить семь дней на короткий велосбор, сделав его не только бюджетным, но увлекательным, интенсивным и живописным? В моем случае нет. Это был самый замечательный велосбор за всю нашу историю велосборов в Турции. Спасибо всем ребятам, кто поддерживал меня и составил компанию на тренировках, особенно Петру Ухову и Сергею Масленникову.
Василий Кочин
Все фотографии сделаны на iPhone