Современный велосипед стал предметом искусства! Многие компании пытаются внедрить новые технологии в материалы и конструкцию велосипедов, но, при этом не меняется сущность -  это все те же два колеса, рама, вилка, руль и седло. Давайте вместе разберемся что есть что на современном велосипеде для маунтинбайка (МТБ). Такие знания необходимы каждому начинающему и продвинутому райдеру.
Из чего же состоит современный байк для кросс-кантри:



1.1 Рама. Основная деталь любого велосипеда. Рама соединяет все узлы в одно целое и служит одним из основных показателей управляемости, жесткости и прочности велосипеда. Различают несколько разновидностей рам по типу и используемому материалу.

Жесткие рамы (без амортизатора) или "хардтейлы" (от слова Hard Tail - жесткий хвост) или двухподвесочные рамы (как на изображении), которые несут в конструкции задний амортизатор и сложную систему линков/шарниров подвески. Также существуют промежуточный тип рам "софтейл" (Soft Tail - мягкий хвост) - это гибриды между "хардтейлами" и двухподвесами. В конструкции "софтейла" используется амортизатор, но не используются никакие шарниры. Подвеска работает за счет изгибания перьев рамы.

При изготовлении рам используются три основных материала:
  • Алюминий - самый распространенный материал. Конечно, при изготовлении рам для велосипедов используется не чистый алюминий, а специальный сплав, который производители обзывают маркетинговыми слоганами и марками типа AL7005 T6, AL6000, AL6061 и т.п. Алюминиевые рамы прекрасно ведут себя на бездорожье и по асфальту. Они легкие, очень жесткие и прочные. Из недостатка алюминиевого сплава можно выделить низкую пластичность (жесткость материала) - все неровности асфальта будут испытывать Ваши руки и ноги, если не установлены амортизаторы. А в основном, алюминиевые рамы превосходны для велосипеда: они недороги и качественны по характеристикам.

  • Сталь - недорогой материал. Используются сплавы, обозначающиеся типа HI-TEN (высокопрочная сталь) или CRO-MO (лигированная сталь с добавлением хрома и молибдена для большей жесткости и прочности при меньшем количестве материала). Стальные рамы сейчас используются только на очень дешевых брендовых велосипедах или на велосипедах типа NoName. Сталь пластична, легко поглощает вибрацию, как и энергию педалирования. Стальные спавы не используются при изготовлении рам высококлассного уровня. Они тяжелые и непрактичные. У них слабые гоночные характеристики.

  • Карбон - легкий и очень прочный материал, сочетающий в себе прочность и торсионную жесткость алюминия и вибростойкость стали. Карбоновые рамы самые высокотехнологичные и легкие из тех, что создаются в настоящее время. Различают великое множество способов "плетения" (изготовления) карбоновых рам от монокока (рама выполнена из карбонового волокна без каких-либо соединительных элементов и усилителей) - самые высокотехнологичные и качественные карбоновые рамы, до гибридов с перьями (или другой частью рамы) из карбона, соединенными с алюминиевой частью рамы. Каждый производитель описывает свою эксклюзивную технологию изготовления карбоновых рам. Кстати, на рисунке велосипед GIANT ANTHEM Advanced (2008) - полностью выполнен из карбона по технологии GIANT ADVANCED Composite Technology.
Конечно, существуют и другие сплавы для изготовления рам. Но они не так широко распространены и относятся к разряду экзотических. Самым популярным из экзотических считается титан. Титановые рамы самые прочные и износостойкие. Они очень вибростойки и пластичны (для гонок не подходят). Очень легкие. Идеальны для велотуризма. Также есть скандиевые сплавы, магниевые сплавы и проч. Такие рамы очень слабо распространены в велоиндустрии из-за особенностей характеристик материалов и цены.

1.2 - Нижняя труба главного треугольника рамы
1.3 - Задний треугольник рамы

2 - Вилка с амортизатором
Различают несколько видов амортизационных вилок по типу амортизации. Пружинные - где в качестве пружины используются стальные или титановые (более легкие) пружины. Воздушные - в качестве пружин используются воздушные камеры типа закрытого шприца. Эластомерные (используются пружинящие эластомеры).

Самой лучшей, линейной характеристикой работы обладают пружинно-масляные амортизаторы. Масло используется в качестве демпфера, для более мягкого отскока. Воздушные амортизаторы очень легкие и достаточно производительные, но грешат нелинейной работой, в связи с тем, что сжимаемый воздух делает вилку очень жесткой в конце хода... Решают эту проблему сложной системой "негативных" воздушных камер. Воздушно-масляные вилки - одни из самых распространенных в современных велосипедах с ценой от 1000 долларов. Эластомерные амортизаторы самые дешевые и непрактичные. Они становятся очень жесткими при холодных температурах и имеют эффект "памяти" - т.е. постепенно вырабатывают свой свободный ход.

3 - Задний воздушный амортизатор
4.1 - Шарнир системы задней подвески (на промышленном подшипнике)
4.2 - Линк системы задней подвески (свингарм)

5 - Рулевая колонка
Рулевая колонка необходима для мягкого, без люфта, вращения руля при поворотах. Качество рулевой колонки и ее конструкция напрямую влияет на безопасность и управляемость велосипеда. Современный стандарт рулевых стаканов - 1-1/8 дюйма. Многие производители начали использовать различные диаметры нижних и верхних подшипников рулевой колонки, достигая тем самым еще большую жесткость в поворотах и, как следствие, лучшую устойчивость и безопасность.

6 - Руль (с изгибом)
7 - Грипсы
8 - Вынос руля (закрепляется на рулевой трубе вилки) тип A-Head
9 - Подседельный штырь
10 - Седло

Важные и индивидуальные компоненты, определяющие статус, а также характеристики велосипеда - это руль, вынос руля, подседельный штырь и седло. В современных гоночных моделях эти компоненты выполнены из карбонового волокна, а седло имеет титановые полые рамки для большей легкости. Вес велосипеда очень важен и напрямую влияет на его приемистость (легкость старта).


Обратите внимание на очень полезную схему:


Тут вы найдете названия основных узлов и агрегатов велосипеда. В том числе и отдельные части этих узлов. Подобные знания помогут легко ориентироваться в конструкции горного велосипеда и общаться на "одном языке" с любителями МТБ.

Горный велосипед в разрезе
Нажмите на изображение, чтобы открыть полный вариант...



11 - Дисковые гидравлические тормоза
Дисковые тормоза стали стандартом тормозной системы современного горного велосипеда. При изначальной корректной настройке дисковые тормоза требуют меньше обслуживания и подстроек, они менее подвержены изменению погодных условий, прекрасно работают в любых условиях. Тормозное усилие дисковых тормозов более дозируемое, а мощность выше! Обратите внимание, что тросиковые дисковые тормоза (механические дисковые тормоза) по характеристике работы больше походят на ободные V-Brake. Дисковые гидравлические тормоза используют минеральное масло или синтетическую жидкость DOT-4 в качестве передачи усилия, и они более дозируемые и тормозят гораздо эффективнее.

12 - Тормозной диск (различают по диаметрам: 140/160/180/203мм)
13 - Тормозной рычаг (тормозные ручки)
14 - Гидролинии дисковых гидравлических тормозов

15 - Манетки (шифтеры, триггеры)
Манетки необходимы для переключения скоростей непосредственно с руля велосипеда. Различают два типа манеток: шифтеры (переключение происходит способом поворота части грипсы, как "газ" на мотоцикле) и триггерного типа (рычажковые манетки под большой и указательный пальцы).

16 - Передний переключатель скоростей (Передняя перекидка)
17 - Задний переключатель скоростей (Задняя перекидка)

18 - Съемный петух заднего переключателя (Крюк)
"Петух" соединяет раму с задним переключателем скоростей. Эта часть рамы велосипеда должна быть обязательно съемной и взаимозаменяемой. Существует масса ситуаций, при которых задний переключатель задевает за пеньки, палки и бордюры, что часто грозит поломанным петухом, не говоря уже о самом переключателе. Если "петух" будет несъемным, то придется менять всю раму! При съемном петухе достаточно заменить только его (что в разы дешевле: стоимость "петуха" рамы около 300 Рублей)

19 - Система (Шатуны + передние звезды)
Система состоит из шатунов, к которым крепятся ведущие звезды. В основном, горные велосипеды используют систему с тремя звездами. Редко с двумя (на ультрасовременных гоночных системах высшего класса SRAM XX) и довольно часто с одной (для экстремальных велосипедов, где поверх системы установлены направляющие ролики, препятствующие соскакиванию цепи со звезды системы.

Качество системы, используемый материал звезд и шатунов напрямую влияют на приемистость байка и эффективность педаляжа. Хорошие шатуны должны быть жесткие и легкие. Шатуны должны переводить 100% энергии на вращение заднего колеса. Современные шатуны и звезды в подавляющем большинстве сделаны из алюминиевых сплавов. Уже часто можно встретить шатуны из карбона и комбинированные карбон-алюминиевые звезды. Стальные системы очень тяжелые и непрактичные. Эффективность педаляжа с ними крайне низкая (из-за пластичности стали). Стальные системы используются только на дешевых велосипедах: чаще небрендовых (NoName).

20 - Каретка
Каретка - это ось с подшипниками. Каретка крепится в раму, а на кареточную ось крепятся шатуны системы.

Современные системы зачастую выпускаются с интегрированной осью каретки в правый шатун системы (тот, что со звездами). В этом случае каретка содержит только два подшипника, монтируемые в раму. На этих подшипниках вращается ось каретки.

Качество каретки крайне важно для эффективного педаляжа. Если у вас используется каретка без интегрированной в систему оси, обращайте внимание на то, какого класса установлена каретка. Зачастую, производители экономят на скрытых от взора частях велосипеда, устанавливая наиболее дешевые (и, как следствие, менее качественные) компоненты. Показателем изношенной каретки является люфт системы - подергайте шатун в плоскости велосипеда: чувствуете минимальный люфт - каретку следует затянуть или заменить.

21 - Кассета (набор задних, ведомых звезд)

22 - Цепь 

23 - Отверстие для педалей в шатунах (педали)

24 - Обод колеса 

25 - Передняя втулка 

26 - Задняя втулка

27 - Эксцентрик (зажим) втулки 

28 - Спицы

29 - Покрышка


© www.bike4u.ru , Василий Кочин Перепечатка без согласия автора не допускается! При перепечатке этой статьи гиперссылка www.Bike4u.ru на оригинал обязательна!