При изготовлении рам используются три основных материала:
- Алюминий - самый распространенный материал. Конечно, при изготовлении рам для велосипедов используется не чистый алюминий, а специальный сплав, который производители обзывают маркетинговыми слоганами и марками типа AL7005 T6, AL6000, AL6061 и т.п. Алюминиевые рамы прекрасно ведут себя на бездорожье и по асфальту. Они легкие, очень жесткие и прочные. Из недостатка алюминиевого сплава можно выделить низкую пластичность (жесткость материала) - все неровности асфальта будут испытывать Ваши руки и ноги, если не установлены амортизаторы. А в основном, алюминиевые рамы превосходны для велосипеда: они недороги и качественны по характеристикам.
- Сталь - недорогой материал. Используются сплавы, обозначающиеся типа HI-TEN (высокопрочная сталь) или CRO-MO (лигированная сталь с добавлением хрома и молибдена для большей жесткости и прочности при меньшем количестве материала). Стальные рамы сейчас используются только на очень дешевых брендовых велосипедах или на велосипедах типа NoName. Сталь пластична, легко поглощает вибрацию, как и энергию педалирования. Стальные спавы не используются при изготовлении рам высококлассного уровня. Они тяжелые и непрактичные. У них слабые гоночные характеристики.
- Карбон - легкий и очень прочный материал, сочетающий в себе прочность и торсионную жесткость алюминия и вибростойкость стали. Карбоновые рамы самые высокотехнологичные и легкие из тех, что создаются в настоящее время. Различают великое множество способов "плетения" (изготовления) карбоновых рам от монокока (рама выполнена из карбонового волокна без каких-либо соединительных элементов и усилителей) - самые высокотехнологичные и качественные карбоновые рамы, до гибридов с перьями (или другой частью рамы) из карбона, соединенными с алюминиевой частью рамы. Каждый производитель описывает свою эксклюзивную технологию изготовления карбоновых рам. Кстати, на рисунке велосипед GIANT ANTHEM Advanced (2008) - полностью выполнен из карбона по технологии GIANT ADVANCED Composite Technology.
1.2 - Нижняя труба главного треугольника рамы
1.3 - Задний треугольник рамы
Различают несколько видов амортизационных вилок по типу амортизации. Пружинные - где в качестве пружины используются стальные или титановые (более легкие) пружины. Воздушные - в качестве пружин используются воздушные камеры типа закрытого шприца. Эластомерные (используются пружинящие эластомеры).
3 - Задний воздушный амортизатор
4.1 - Шарнир системы задней подвески (на промышленном подшипнике)
4.2 - Линк системы задней подвески (свингарм)
5 - Рулевая колонка
6 - Руль (с изгибом)
7 - Грипсы
8 - Вынос руля (закрепляется на рулевой трубе вилки) тип A-Head
9 - Подседельный штырь
10 - Седло
Обратите внимание на очень полезную схему: Тут вы найдете названия основных узлов и агрегатов велосипеда. В том числе и отдельные части этих узлов. Подобные знания помогут легко ориентироваться в конструкции горного велосипеда и общаться на "одном языке" с любителями МТБ. |
11 - Дисковые гидравлические тормоза
12 - Тормозной диск (различают по диаметрам: 140/160/180/203мм)
13 - Тормозной рычаг (тормозные ручки)
14 - Гидролинии дисковых гидравлических тормозов
15 - Манетки (шифтеры, триггеры)
Манетки необходимы для переключения скоростей непосредственно с руля велосипеда. Различают два типа манеток: шифтеры (переключение происходит способом поворота части грипсы, как "газ" на мотоцикле) и триггерного типа (рычажковые манетки под большой и указательный пальцы).
16 - Передний переключатель скоростей (Передняя перекидка)
17 - Задний переключатель скоростей (Задняя перекидка)
18 - Съемный петух заднего переключателя (Крюк)
19 - Система (Шатуны + передние звезды)
Система состоит из шатунов, к которым крепятся ведущие звезды. В основном, горные велосипеды используют систему с тремя звездами. Редко с двумя (на ультрасовременных гоночных системах высшего класса SRAM XX) и довольно часто с одной (для экстремальных велосипедов, где поверх системы установлены направляющие ролики, препятствующие соскакиванию цепи со звезды системы.
Качество системы, используемый материал звезд и шатунов напрямую влияют на приемистость байка и эффективность педаляжа. Хорошие шатуны должны быть жесткие и легкие. Шатуны должны переводить 100% энергии на вращение заднего колеса. Современные шатуны и звезды в подавляющем большинстве сделаны из алюминиевых сплавов. Уже часто можно встретить шатуны из карбона и комбинированные карбон-алюминиевые звезды. Стальные системы очень тяжелые и непрактичные. Эффективность педаляжа с ними крайне низкая (из-за пластичности стали). Стальные системы используются только на дешевых велосипедах: чаще небрендовых (NoName).
20 - Каретка
Каретка - это ось с подшипниками. Каретка крепится в раму, а на кареточную ось крепятся шатуны системы.
Современные системы зачастую выпускаются с интегрированной осью каретки в правый шатун системы (тот, что со звездами). В этом случае каретка содержит только два подшипника, монтируемые в раму. На этих подшипниках вращается ось каретки.
Качество каретки крайне важно для эффективного педаляжа. Если у вас используется каретка без интегрированной в систему оси, обращайте внимание на то, какого класса установлена каретка. Зачастую, производители экономят на скрытых от взора частях велосипеда, устанавливая наиболее дешевые (и, как следствие, менее качественные) компоненты. Показателем изношенной каретки является люфт системы - подергайте шатун в плоскости велосипеда: чувствуете минимальный люфт - каретку следует затянуть или заменить.
21 - Кассета (набор задних, ведомых звезд)
22 - Цепь
23 - Отверстие для педалей в шатунах (педали)
24 - Обод колеса
25 - Передняя втулка
26 - Задняя втулка
27 - Эксцентрик (зажим) втулки
28 - Спицы
29 - Покрышка
© www.bike4u.ru , Василий Кочин Перепечатка без согласия автора не допускается! При перепечатке этой статьи гиперссылка www.Bike4u.ru на оригинал обязательна!