Путешествие по Западному Кавказу
Посвящается моему первому турпоходу в марте 1985 г.
Быстро пролетало календарное лето. Намеченное на самый его финал путешествие по Восточной Турции стремительно стало переходить из планов Велоклуба 3х9 в стадию осуществления. Наконец, был объявлен общий сбор команды. Из шестёрки не было только Михаила Бертова. Мы знали, что он успел за пару месяцев в одиночку объездить пространство от Алтая до Приморья и железно обещал вернуться с вулканов Камчатки прямо за день до вылета в Стамбул. Маршрут должен был состоять из протяженной велочасти и выходов пешком в самые высокие горные узлы Турции, включая Арарат. Именно с его посещением остались вопросы. А.Ф.Харченко говорил, что курды захотят минимум по 150$ с носа (оказалось - по 400!). Другой видный московский знаток, на чью помощь я рассчитывал, после успешного Эвереста, задержался в Гималаях по работе на лето. Переписка с турецким посольством и курдами ничего не прояснила. Без Арарата везти с собой имеющуюся стандартную горную снарягу не имело смысла, а отсутствие ясности откладывало на последний момент обзаведение специальной облегченной, большей части которой в Москве просто не оказалось. Вопреки моим рекомендациям, обновление личного снаряжения тоже затягивалось. Оснастить команду большими внутрирамными сумками я не успевал. Моя спортивная, форма и здоровье, за два года без тренировок, оставляли желать лучшего. В довершение, выяснилось, что не у всех есть шансы получить в последний момент, оформляемый летом загранпаспорт. Короче, большинство с моей, как руководителя горной части, подачи решило, что турецкому проекту не суждено сейчас полностью состояться. Билеты выкупили только Леонид – как непреклонный инициатор и Михаил – как неугомонный вольный путешественник, доводящий свой летний пробег до десятка тысяч.
Оставшиеся стали искать альтернативы. Стерх – обзавёлся на отложенные в Турцию деньги дисковой гидравликой и ждал, когда ему переварят раму. Diego - собрал новый байк и занялся от безделья, по старой памяти, съезжалками.
Я и Василий твёрдо решили, что надо ехать, пусть не так далеко и высоко, как задумывалось по Турции. Хотелось опробовать себя и некоторые из припасённых на сезон новинок для развития будущих проектов, отдохнуть от Москвы. В своей физической форме, Вася, как один из успешных московских ХС гонщиков, не сомневался. Отмена перспективы карабкаться с велосипедом по снегам, осыпям и скалам его только радовала, но и потренироваться в этом хотелось. Не отягощённый большим туристским опытом, он не был отягощён и старым турснаряжением, обзаводился всем почти с нуля, подойдя к этому наиболее серьёзно. Начал ещё весной со сборки отдельного байка, специально для туризма. Опробовал его на майские, когда в группе Стерха проехал больше 900 км окольным путём из Питера в Москву, делая до 300 км в день при значительной доле грунта и укладке только в заплечный рюкзак.
Выбрали Западный Кавказ. Я оттягивал отъезд, стремясь заполучить больше новинок. Василия поджимали сроки возвращения к очередной гонке. На 3 сентября были взяты плацкартные билеты. Точкой назначения я, экспромтом, сделал Горячий Ключ. За несколько часов до поезда, звоню Васе и говорю, что мои вещи в разных концах Москвы и мы физически не успеваем собраться к поезду. Едем пустые на вокзал менять билеты. Сдали. На следующий день, собранные, стоим в назначенный час на вокзале. Плацкартов в кассе не появилось, берём купейные.
В купе случаются проблемы с укладкой велосипедов, особенно если соседи – мешочники. У нас оказался один сосед, и тот сошел в Орле. Байки, прямо с набитыми лёгкими вещами (для упрощения переноски к поезду) рамными сумками, помещаем в нишу над коридором. Одна пара колёс не влезает. Кладём их в ноги на полку. Всё пронесено в вагон в чёрных мешках для мусора. Колёса, связанные - отдельно, системы с педалями, эксцентрики и цепи в рюкзаках. У меня там ещё седло с подседельником. Рули развёрнуты и зафиксированы за рога при помощи стяжек сумок. Сами сумки служат своеобразными чехлами для рам. Задние переключатели отвинчены и прикручены изолентой к внутренней стороне противоположного пера. В калиперы дисковых тормозов обязательно вставляются заглушки, на концы ног вилок - колпачки или распорки. Для упрощения подобной разборки следует использовать только самовыжимные винты шатунов и замки типа PowerLink для цепи.
Ранним утром на вокзале Горячего Ключа собираем байки. Только тут выясняется, что в поезде забыт мой теплоизоляционный коврик. Иду к дежурной по вокзалу и говорю, что в таком-то поезде, в ящике под таким-то местом забыт зеленый цилиндр с ковриком. Если, в пик терроризма в Беслане, он кому-то напомнит ядерный фугас, то разминировать не надо, а следует вернуть его мне в Туапсе, куда поезд ещё на подъезде. Действительно, на следующий день коврик ко мне вернулся, даже денег не взяли.
По задумке, первый день нашей поездки должен был повторить мой первый пешеходный маршрут марта 85, только навстречу: из Гор.Ключа в Новомихайловский, потом по шоссе в Туапсе. Обладая СD со свежей полукилометровкой всего Западного Кавказа, я понимал, что распечатки её займут все наши рюкзаки, а разбираться с листами и ограничивать себя узкой ниткой не было времени и не хотелось. Пошел на смелый эксперимент, нарисовал нитку маршрута 85 года по горным грунтовкам и перевёл её в трек для предоставленного нам на тестирование нового компактного GPS Garmin Foretrex 201, который одинаково удобно крепится и на запястье и на руль. Только этим треком и старой памятью решил руководствоваться до самого моря. Остальное прихваченное в последний момент, картографическое обеспечение тоже располагало к приключениям. Взял только лист километровки на район Гуамки, потом должны идти простые дорожные перегоны по атласу автодорог Кавказа 1981 года, а вот на горы от Домбая до Эльбруса – подробные Ляпинские похребтовки, общей площадью в несколько квадратных метров и соответствующим немалым весом.
До Фанагорийского быстро доезжаем по живописному шоссе вдоль Псекупса, в основном пользуясь указателями. Перед этим посёлком асфальт заканчивается. Дальше на развилках посматриваю на навигатор, включаемый эпизодически для экономии встроенного в него LiIon аккумулятора. Такое решение очень удобно для регулярного домашнего использования. В автономках был бы предпочтительнее батарейный отсек, как на младших 101 моделях (без связи с компьютером) серий Foretrex и Forerunner (с меньшими функциональными возможностями). Грунтовка очень приличная, но чем ближе к хребту, тем больше на ней появляется луж. По словам местных, уже неделю как похолодало, и льют дожди. По пути попался только один встречный мотоциклист, сказавший о продолжении дороги что-то невнятное. Выше по попутной проложенному треку долине развилок почти нет. Попадаем в место, где дорога полностью смыта. Возвращаемся по грязным разъезженным колеям пол километра назад, к единственной отвилке и устремляемся по ней вверх. Здесь велосипеды впервые приходится толкать. Забравшись высоко на борт долины, мы обнаруживаем, что эта отвилка исчезает. Решаю возвращаться на нижнюю дорогу сразу вперёд за промытую на ней глубокую траншею, место которой не догадался сразу отметить в GPS . Идём траверсом крутых лесистых склонов. На пути встречается несколько завалов. В широколиственном лесу среди ясного дня темно как в сумерках. Хорошо хоть что подлесок редкий. Нужное нам направление преграждает боковое ущелье, куда приходится спускаться. В результате, делаем круг и возвращаемся к той же промоине. За ней продолжение дороги упирается в остатки старого турприюта, похожего на бомжатник. От него с трудом удаётся найти маркировку бывшего планового маршрута через хребет к морю. Без неё сам по себе трек в столь изрезанной промоинами местности был бы нам с велосипедами мало полезен. Перед выходом на хребет начинается дождь, переходящий в ливень. Велоформа уже мокрая, но дождевые мембранные комплекты не надеваем. При такой подъёмной физической нагрузке сухим уже не будешь, гораздо важнее одеться при спуске и остановке на ночлег. Идём не останавливаясь, чтоб не замёрзнуть. Вода с формы из полиэстера с полипропиленом хорошо испаряется. Велотуфли мокрые, все в глине с камушками. Васины топовые контакты уже не всегда срабатывают. Я пользуюсь платформами на бесконтактной стороне педалей.
На одном из мокрых каменистых спусков сильно разгоняюсь и неловко притормозив, улетаю через руль. Заработал ссадины на колене и ладони. Обработал перекисью. На ближайшем броде промыл раны, заодно смыв грязь с одежды и обуви. Достал из аптечки просроченный Neosporin. Компактный тюбик случайно достался мне от австралийца, вдвоём с которым мы сходили на Эльбрус в октябре 98. Мазь на не жировой (не пачкает одежду и спальник) глеевой основе (действующие антибиотики бацитрацин и неомицин) не раз позже выручала от нагноения проблемных ран. Смазанное мной колено покрылось ровной сухой корочкой уже на следующее утро.
Проехали за день 85 км, столько же, сколько было пройдено в походе 1985 за пять дней. Закупились в первом магазине недостающими продуктами и встали на ночлег у речки. Высокой мокрой траве предпочли песчано-каменистый открытый берег. Устанавливаю палатку, сшитую за пару дней до этого на основе проклеенного тента Нова-Тур, доставшегося мне от одного из прототипов «Истры 3». Для новой моей свехлёгкой задумки НИИ парашютостроения ещё не привезло из Финляндии подходящей тентовой ткани. Старая двухместная палатка уехала в Турцию. Эта, при получившихся размерах дна 200х145см, могла бы подойти для троих. На двоих места в ширину достаточно чтобы ещё разложить вещи, а вот в длину мне, при моих 176, - впритык, более высокий Вася стремился во сне к развороту по диагонали. Простейшая конструкция весом 2,1 кг на двух дугах 7071 по диагоналям с небольшим тамбуром в виде мягкого «клюва» довольно ветроустойчивая, легко перемещается в сборе, в отличие от полубочки не требует сильной растяжки на неудобных грунтах. Плохо, что под дождём нельзя ставить сначала тент. Готовим на проверенной десятилетьем горелке Camping Gas Turbo 240, несколько тяжеловатой в сравнении с современными моделями. К каждому ужину – бутылка местного вина. Состёгиваем рядом обоими кодовыми замками наши байки, просунув цепи через передние колёса. В сумках, прямо на них, оставляем малоценные не нужные ночью жесткие вещи. Мягкие - в палатку. Единственный тонкий коврик достаётся Васе, непривычному к полевым ночлегам. В сухом белье укладываемся в наши коконы. У меня старенький High Peak 700 SL, на появившемся во второй половине девяностых Thermolite Micro-Loft от DuPont. У Васи – новенький CAMP Essential QP. Заявленный комфортный диапазон обоих начинается от +5° - типичной для большей части России ночной нижней летней температуры. Новейший спальник при этом на 215 г легче. За счёт чего достигнута такая экономия? Прежде всего - за счёт ткани. Вместо обычного Ripstop Nylon использован более тонкий (нити 20d) мягкий на ощупь, легче сминаемый и расправляющийся, более водоотталкивающий английский Pertex Quantum плотностью всего 30 гр/м². При этом последняя ткань имеет более плотную укладку нитей, позволяющую хорошо удерживать пух. Это означает и меньшую продуваемость при сохранении отвода от тела испарений. Ещё у всей серии Essential использована тонкая укороченная молния 70 см на боковом входе. Несмотря на её меньшую длину и надёжность, для спальников это может накладывать ограничение только на укладку ко сну в пьяном угаре, не свойственную для спортивных маршрутов. Для меньшей молнии использована соответственно уменьшенная термопланка и нет грубой тяжелой тесьмы для защиты от бегунка. Покрой удобнее у CAMP: приятнее капюшон, шире в плечах,выше донышко в районе ног. Конструкция утепляющего пакета аналогична для всех сверхлёгких синтетических спальников. Внутри одинарный листовой утеплитель, пристроченный к внутренней стороне без «холодных» сквозных швов. Судя по близкому объёму, самих утеплителей в спальниках почти одинаково. Вот по свойствам PrimaLoft Sport (PL2) явно лучше. Приводимые для него и Thermolite Micro-Loft показатели теплоизоляции составляют соответственно >2,0(1,8) и ~1,8(1,1) clo для слоя плотностью 3oz/yd2, как у EQP, в скобках даны значения во влажном виде. При намокании в силиконизированые микроволокна PrimaLoft будет набирать в четыре с лишним раза меньше влаги, чем у Micro-Loft – остающегося на сегодняшний день одним из самых тёплых DuPont утеплителей. PrimaLoft мягче, на ощупь и по теплоте напоминает отборный натуральный пух. Трёхлетняя практика использования спальника на нём в нашей группе Клуба "3х9", показала, что он меньше теряет свои свойства при стирках и многократных сжатиях, в то время как спальники Hugh Peak 700 SL и подобные, когда то блестяще заменившие нам поуторакилограммовые на Hollowfiberе и синтепоне, заметно потеряли в теплоте от длительной эксплуатации. Свободная полоса Micro-Loft в валике, прикрывающем молнию моего старенького спальника сбилась и свалялась в подобие шнура, так что сама эта деталь потеряла смысл. Я её недавно спорол, оставив одну прикрывающую стропу. Размеры цилиндров стандартных упаковочных мешочков от старого и нового спальников 31(24)x16 и 31(26)x13 см. У каждого по две шнуровых стяжки, каждая с отдельным пластиковым зажимом. Хранить необходимо в положении без второй затяжки. Я немного усовершенствовал мешочки, оставив по одному стопорному зажиму на едином длинном шнуре, походящем через обе стяжки. В САМРе шнурок можно применить более тонкий, потому как в положении сильной утяжки он выходит через специально предусмотренное пластмассовое колечко. Зато материал самого мешочка - 260T small Ripstop разъезжается под нагрузкой вдоль линии шва. Новый спальник нам очень понравился. Дальше по маршруту в горах у границы с Карачаево-Черкесией было, по словам местных, не по сезону холодно. По термометру ( дополнительная незадокументированная функция всех GPS Garmin) температура ночью падала ниже нуля. Непривычному Василию, без дополнительной одежды, под утро было холодновато (указанная САМР температура экстремального режима -3°), мне, более приспособленному, но в б/ушном мешке тоже приходилось просыпаться. Мы специально попробовали под утро на десяток минут быстро обменяться коконами. Васин заметно теплее – по мне, для сна при нуле, вполне достаточный комфорт. Позже, на ноябрьские праздники Василий комфортно спал при более низкой температуре в надетой поларовой куртке и с пуховой жилеткой, охватывающей в мешке ноги. Единственное, что способно огорчить - высокая рекомендованная розничная цена CAMP EQP, составлявшая при его появлении 220$. Как не странно, самый лёгкий в мире Essential QD150 из того же Pertex Quantum на пуху стоит чуть дешевле, так же как модели из их серии Formica с PrimaLoft без Pertex Quantum – значительно дешевле. Для поездок в "новом стиле" можно позволить себе самое лучшее из существующего. Essential EQD150 легче, но и чуть холоднее, к тому же пух очень боится влаги и годится только для очень сухого климата. Сам гусиный пух от CAMP заявлен с показателем FP только в 630, в то время как у BASK эта цифра доходит до 840, а у Marmot и TNF - до 900. Толи пух у итальянцев не самый лучший, толи CAMP - самые честные и объективные?
Засыпаем под звуки дождя. Утро хмурое. Вылезаем умываться, надев наши штормовые костюмы. У меня это новый анорак Rossgnol Helium Cagoule из самой тонкой версии Gore-Tex YangtzeLight (всего 90 г/м²) со старыми самосбросами от Октопус, у Василия – анорак Lowe Alpine Rush из Triplepoint Ceramic и брюки Marmot Full Zip с мембраной PreCip N-170R. Анорак от Lowe Alpine я уже использовал десяток лет. Тогда эта модель из Triplepoint Ceramic 1200 имела подкладку и делалась в Европе. Теперь легче, без подкладки, изготавливается в Китае. Старый анорак первые два-три сезона совсем не пропускал воду, пока не стали растрескиваться проклеивающие ленточки и не накопились микропроколы от шипов колючих кустарников. Оба Lowe Alpine удобно упаковываются в собственный вывернутый карман, который расположен высоко на груди и его содержимое при езде не мешает крутить педали. У Rossgnol два кармана по бокам снизу. Его я приобрёл увеличенного свободно сидящего на мне размера L. Так легче надевать на утепляющие поларовые или пуховые слои, лучше вентиляция. Большой размер создаёт дополнительное аэродинамическое сопротивление, что на спусках, где анорак чаще используется от ветра и охлаждения, только лучше – бережёт тормозные колодки. Редкие в продаже анораки, в отличие от большинства курток для гор, лишены неактуальных для велосипедистов различных дополнительных утяжеляющих деталей, а короткая передняя молния не мешает ткани складываться при велопедалировании. По испаряемости Triplepoint, на мой взгляд, так же удобен, как классический Gore-Tex. Если нагрузка слишком интенсивная, то никакая мембрана не справится с отводом пара, зато, стоит замедлиться, или пойти на спуск – всё постепенно сохнет. По водоустойчивости к Rossgnol португальского пошива у меня есть некоторые претензии. На новом изделии я замечал, что если его надеть на футболку и просто пройтись под сильным дождём, то в районе оголённых локтей появляется ощущение некоторой сырости. Как туда просачивается вода – непонятно. У Lowe Alpine такого нет. Учитывая почти вдвое большую цену Rossgnol, разумнее покупать анораки от Lowe Alpine и Marmot. Сравнивать при близких заявленных показателях Triplepoint и PreCip мне пока рано. К штанам совсем другие требования, чем к дождезащитному верху. Испарение от ног меньше чем от туловища, в нём кроме мембраны участвуют боковые молнии самосбросов. По крайней мере, в жарком поезде Василий чувствовал себя в самосбросах Marmot на голые ноги очень удобно. Вид у чёрных брюк для цивильных условий вполне презентабельный. Артикулированный покрой области колен и ромбическая накладка в обычном месте расхождения швов под седлом благоприятны для велосипедистов. Боковые молнии "тракторного" типа вполне сгибаемые и с внутренними планками. У Василия штормовой комплект хранился в ёмкости за седлом, вместе с гермоупакованым спальником.
Самое неприятное в походе – надевать по утрам мокрую обувь. При использовании мембранных носков NATO, у меня такой проблемы нет. В отличие от популярных гортексовых обувных подкладок, носки можно легко высушить или сменить. Вася, глядя на меня, перед выходом из палатки натягивает на ноги полиэтиленовые пакетики. Будет хоть удобно стоять перед завтраком. На ходу днём его новые туфли Northwave Futura в чёрную нейлоновую сеточку высыхают быстрее моих поношенных SiDi в которых набито много поролона, картон под стелькой и замшевый верх. Футурой первый обзавёлся я – понравилась за цепкую, обрезиненную по бортам удобную как для ходьбы, так и для езды подошву. У меня в этих туфлях плохо фиксировалась пятка. Подумав, что взял слишком большой размер, свой экземпляр я продал и использовал на этот поход мои старые туфли SiDi, прошедшие Тянь-Шань, удобные в ходьбе как кроссовки. Как оказалось из опыта нескольких знакомых, слабое удержание пятки – проблема всех Northwave Futura, независимо от размера. В остальном, модель хороша: шнуровка забирается под молнию, ногам не жарко. Под стельку желательно положить дополнительную из жесткого линолеума. Полный комфорт достигается с CoolMax Шимановскими носками. На более холодные условия поездки у меня есть ирландские Bridgedale Mountain Bike из тонкорунной шерсти с Isolfil (полипропиленом). Носок и пятка со специальным двухсторонним ворсом MMS для усиления и отвода влаги.
Едем по шоссе к Туапсе. В городе сразу на вокзал. Забираю свой коврик. Общаемся с Москвой дешёвыми в роуминге SMSками. У нас довольно долгоиграющий для цветного мобильник с SIMками от МТС и Мегафона. При такой грязи в сырой прибрежной части хребта, добраться своим ходом через Гуамку до настоящих высоких гор нам в оставшееся время, похоже, не светит. Через 3 дня надо уже уезжать в Москву: Василию - на очередную гонку, да и работа не ждёт. Решаем обратно через хребет переезжать на поезде. Ближайший Адлер – Кисловодск идёт, как на зло, только на следующий вечер. Ничего, отдыхать, так отдыхать, потусуемся сутки у моря. Покупаем билеты до Курганной – оттуда прямой путь в Псебай и дальше в Карачаево-Черкесию.
С вокзала на пляж. Купающихся, а тем более принимающих солнечные ванны, почти нет. Погода не располагает, дует сильный холодный ветер. Узкая пляжная полоса между морем и крутым скалистым берегом состоит из щебня. Ехать по нему тяжело, да ещё через каждый метр попадается битое стекло. Нас от проколов пронесло. Перемешаемся в противоположную - южную часть города. Найти хорошую летнюю кафешку, где есть куда кинуть байки, сейчас проблема, видимо, уже не сезон. Ну, вот то, что надо. Велосипеды состёгиваем на наружной веранде, в пределах наблюдения. Сами внутрь – в тепло. Мы единственные посетители. Пока готовят заказ, приводим себя в комфортабельной уборной в порядок. Я пользуюсь своей карманной электробритвой, справляющейся даже с недельной щетиной. Неспешно кушаем. В своих бумагах нахожу маленькую схемку Туапсе. Для ночлега придётся выехать за город выше по речке Паук. Ехать надо через район Пролетарский с частной застройкой. Город на холмах. Решив срезать путь, мы забрались на один из них, набрав двести метров от моря. Заборы и отсутствие по пути магазина, заставляют сделать крюк вниз. Пока Василий закупается в продуктовом, ко мне подходит сильно выпивший местный парень и испробует свой увесистый кулак на верхней трубе рамы. Хорошо, что раме ничего, а сам инцидент удалось урегулировать без привлечения дополнительных средств и милиции. В сумерках выезжаем за окраину и отъезжаем чуть меньше километра по грунтовке вдоль речки Паук. Дорожка петляет с берега на берег. Мы проезжаем неглубокие броды, не замочив ног. Хорошо, меньше вероятность встретить праздно шатающихся местных. Ставимся в кустах недалеко от речки уже в темноте. Во время приготовления ужина нас ждёт очередной сюрприз. В сотне метров в сторону города раздаются дикие вопли голосов в 5-6, напоминающие боевые крики индейцев. Скорее всего, балуются подростки, более серьёзные злоумышленники такой фигнёй маяться не будут. Тем не менее, гасим Тикку и горелку, которых и так не должно было быть заметно издалека. Я, весь в чёрном, с пузырьком бензина и ракетницей на взводе, растворяюсь в окружающей палатку темноте. Жалко, что при мне нет средства “Х”, которое я разработал ещё учась в спецхимшколе при МГУ. Когда в 93 применил его вблизи Ялты против двух хулиганов, угрожавших ножом, на них жалко было смотреть. Никакого движения и шорохов не слышно, но спокойный сон уже испорчен.
Встаём поздно. Не торопясь, умываемся, завтракаем, собираемся. У глубокой подпруженной ванны на речке долго отмываем байки, смазываемся. Вниз едем местами прямо по мелкому руслу Паука. Васе не хочется уезжать с Чёрного моря так и не искупавшись. Едем на пляж. Оставшуюся часть дня проводим в центре города. На базар недалеко от вокзала попадаем уже к самому его закрытию. Так, по моему мнению, меньше вероятность попасть под теракт. В Туапсе есть что взрывать, всё связано с нефтью: завод, огромное хранилище, наливной порт, танкеры на рейде. Один из районов называется Грознефть. На рынке ищем мешки для упаковки велосипедов, нож, взамен где-то утерянного мультиинстрымента. В шесть вечера перебазируемся на вокзал и отстёгиваем колёса. Ехать не так долго, но на дальнем поезде. До последнего момента неясно, с какой платформы посадка. Состав весь из новеньких вагонов. Проводница что-то бубнит, так и не сформулировав претензии. Стоянка слишком короткая, чтобы разводить спектакль. Проскакиваем внутрь. Интерьер украинских вагонов вполне приятный. У каждых проводников по ЖК монитору и микроволновке. Но в бочке мёда есть ложка дёгтя. Верхние плацкарты раскладываются не на подпорках, а на цепных подвесках. Не то что спать, а даже лежать на них могут только карлики.
На Курганную поезд приходит в первом часу ночи. От города Курганинск в атласе показана узкоколейка в сторону гор. Пока днём Вася купался, местные на пляже рекомендовали мне её как действующую. Был бы смысл первым утренним заброситься в Псебай - почти на сотню км, откатав их к Донбаю. В расписаниях на Курганной поездов по этому направлению нет. Стартуем своим ходом с привокзальной площади на юг. Освещение вдоль трассы отключают. Используем Тикку и красный сзади. На окраине города возле шоссе большой ночной магазин. В нём закупаемся. На вопрос охраны: “Откуда?“, зная, что Москву недолюбливают, отвечаю: “Из Питера“ (всё-таки я там родился). На: “Давно вы оттуда едете?“, говорю, что не дурак, вкручивать по скучной равнине параллельно поездам. “В горах вы замёрзнете, у нас сейчас холодно“ - предрекают нам. Из полезного, а нормальной карты на этот район у нас нет, узнаю, что до ближайшего придорожного леса километров 20. Проезжаем где-то половину от этого. В два ночи, палатка уже стоит в узкой лесополосе, от окраины жилья нас отделяет оросительный канал, с другой стороны шоссе – аэродром. Вода запасена с собой из магазина. Пока под утренним солнцем подсушиваю вывернутый на куст тент, доводим давление в шинах до шоссейных 3,5-4 атмосфер. Перед Лабинском почти десяток километров проезжаю со средней 35, пристроившись за трактором с сеном. Даже Василий, пропустивший момент, отстаёт, всё-таки на подъём и постоянный ветер в лицо. Без трактора мне до Васи далеко, сказывается разница в форме. Последние два года он ездит больше меня раз в пятнадцать. По шоссе раз в час делаем короткие остановки. По грунту в “новом стиле“ мне они совсем не нужны, вполне хватает периодических смен езда-ходьба. На одной из пятиминуток меняю утреннюю длинную форму на велофутболку. При укладке в сумку расходится молния, служащая уже пятый год. Нужно осторожно поджать бегунок. Без потерянных складных пассатижей, при помощи простых камней, на это уходит минут пятнадцать. Если бы деталь развалилась, то пришлось бы всё перекладывать в заплечник, а он у меня для езды гораздо менее удобный, чем Tatonka Ventrail у Васи, спина которого практически не потеет, на поясницу ничего не давит. Вопрос только в том, как этот рюкзак поведёт себя при переноске с подвешенным байком. Проверить можно, только пройдя перевал. Наиболее вероятным в планах был знакомый Балкбаши (1А) у самого подножия Эльбруса. С него можно попасть в Кисловодск, но из-за моей московской задержки и двух дней отдыха у моря не хватает ещё пары суток. Успеть бы хотя бы в Домбай. Рано, после условного завтрака, сытно обедаем в кафе станицы Засовская. За столом проводим SMS связь с Москвой.
Велосипеды сцеплены на заднем дворе. Перед выездом обнаруживается, что приспущено моё заднее колесо. Я уже час как замечал некоторое пошатывание при перестроениях на скорости и провал при разгонах, но с давлением в моей задней высокопрофильной Panaracer PYRO 2.25 связать это поленился. Ищу прокол сверхлёгкой камеры. На слух и нежную кожу у губ, обнаружить не удаётся. Меняю на запаску. При более пристальном осмотре с водой в Москве, дырки так и не оказалось. Это было единственное недоразумение с велосипедами, за всю нашу поездку. Всё остальное работало как швейцарские часы. Даже грязевое месиво первого дня с мойкой в бродах повлекло за собой только дополнительную смазку цепей. Полированные или покрытые тефлоном тросы у нас защищены кембриками от загрязнения по всей длине между рубашками, плюс частая профилактическая смена рубашек с качественными наконечниками. Мой переклюк XTR прикрыт не только от грязи, но и от царапин выскакивающим щебнем, при помощи куска тонкой велокамеры. Впервые полностью решена проблема чувствительности моей пятой точки к длительной езде по жестким покрытиям. Чехол Velo с глеевой прокладкой я перекроил специально под и без того удобное спортивное седло SLR из карбона на титановой рамке и гнутом титановом подседельнике, сглаживающим мелкую рябь лучше, чем телескопический RockShox.
На Васе проявляются следы загара. Всё-таки, солнце в сентябре уже не то, чтобы сильно сгореть. При мне удобный маленький тюбик солнечнозащитного крема LOMA, полученный в одном из конкурсов во время весеннего “Активного отдыха“ на ВВЦ. Для таких небольших покатушек - в самый раз, сразу встроен ещё защитный бальзам для губ.
За Псебаем местность становится гористой и очень живописной, хотя настоящих гор Василий, похоже, так и не увидит. Уломать бы его остаться ещё на несколько дней. Проезжаем административную границу с Карачаево-Черкесией. На выезде проверяют документы. Велотуристы здесь пока не часты, через пост своим ходом проезжает больше иностранцев. По дороге на встречу попадается московский микроавтобус с каякерами. Плотно и дешево ужинаем в колхозной столовой огромной станицы Преградная. Дальше вверх до стоянки по долине реки с потоком грязно-коричневого цвета. Проезжаем десяток километров, но чистой воды нигде нет. Перед сумерками отъезжаем с шоссе на луговину. Ставимся за перегибом, чтоб не привлекать внимания.
Утро без готовки, только перекус с минералкой и очень вкусным лимонадом. В Домбай не успеваем. За очередным перевальчиком поворачиваем вдоль Большого Зеленчука в Черкесск. Поесть удаётся только в станице Исправной. Там базарный день. Продаётся всё, включая велосипеды для колхозников. Специально для нас делают чебуреки с картофелем и местным сыром. Сладкое запиваем тем же лимонадом. На полный желудок ехать тяжело. В ауле Бесленей дорога на Черкесск поворачивает через хребтик к Малому Зеленчуку. Вскоре после поворота нас прижимает к обочине “шестёрка“. В ней трое местных с двухлетним ребёнком. Обмениваемся приветствиями. После традиционных расспросов, вперемежку с фразой: “А не боитесь?“, следует предложение угощаться пивом, бутылками которого забит весь салон, и мороженым. Василий, ссылаясь на полный желудок, пробует вежливо отказаться. Его уверяют, что лучшего пива он негде не попробует. Я отпиваю, нахваливая. “Так это Черкесское!“- говорят мне. На этикетке написано Карачаевск. Поясняют: “Сварено в Карачаевске по черкесскому рецепту“. О тонкостях взаимоотношений двух “братских“ народов я был наслышан, когда двое суток провёл с вывихнутой рукой в Хурзуке у Энвера - директора Узункола. В то время республика выбирала своего президента и депутата в Думу, которым стал Б.А.Березовский. Теперь Вася, обучающийся на пивовара, будет знать, что понимается под лучшим в мире пивом. Бутылка преподносится старшими самому юному из джигитов. Узнаю, что до местной столицы всего 30 кило. Не верилось, но так и оказалось. К моей радости, наконец, разъезжаемся. Через пару километров останавливаю Васю: “Видел, что мы проехали?“. Сзади, на противоположной стороне асфальтовой проезжей части маленькая коричнево-зелёная кочка. Оказалось – черепашка! Живенькая, с длинным хвостом, упорно вылезает на дорогу. Вася, не долго думая, берёт с собой. Уклон при подъёме на последний перевал перед Черкесском приличный. Вася уезжает по серпантину, я перехожу на шаг и иду по грунтовой срезке. Вася на верху первый, ему хватает времени попасти черепашку. Перед прямым, как стрела, спуском в город снимаю с руля и прячу подальше навигатор. Петляем среди кварталов в поисках вокзала. Вот и знакомое привокзальное кафе. С документами иду брать билеты: на пригородный в Невинномысск, дальше плацкарты в Москву. Игнорирую Васино пожелание купе. Удача, всё взял! Дали почему-то только один страховой талончик на мою фамилию, а денег взяли за два и ещё полтинник сверх суммы. Кассирша ответила, что талончик подходит к обоим билетам. Спорить себе дороже, тут так принято. Пока я ходил, вокзальный беспризорник навёл на Васю ментов. Меня с документами вызывают к ним. Просят предъявить регистрацию. Жалею, что выкинул билеты до Курганной. “Мы только вчера пересекли границу республики в двух сотнях км отсюда“ - говорю я. “Ваши постовые коллеги на сопредельной стороне нас хорошо запомнили и записали в журнал, если есть вопросы у них и выясняйте“. Довод подействовал. Я хорошо знал, что в случае задержки билеты перекомпостировать придётся им. Обедаем в кафе. В три дня подают поезд. Проводники открывают общие вагоны с другой стороны, приходится оббегать и взбираться по ступенькам. Велосипеды не паковали, думали простая электричка, пришлось снимать колёса. Места хватает всем, даже черепашке…, побегать по вагону. Сажаем её в дорожную “клетку“ - нишу Васиного шлема, притянутого к Татонке. В Невинномысске в памятной по 99 привокзальной шашлычной напиваемся пива, бросая мясо и кости то собакам, то конкурирующим с ними котам. Велосипеды разрешили поставить в зал. Поезд в полночь, разобрать их ещё есть время.
Поезд поедет через Украину. На пути будут таможни. Готовимся. Два болона из трёх вообще не использовались, третий полон на треть. Выкинуть жалко. Как-то в Ош из Алма-Аты пронесли газ даже в самолёт - в автоклавах. Сейчас обматываю изолентой, чтоб не гремели, и комкаю во влажном палаточном тенте на дно рамной сумки. Ещё могут быть вопросы к GPS и черепашке. С поездными проверками у меня связано много историй. Однажды ездили с товарищем кататься на Эльбрус. Я с просроченной на пару лет фотографией. Всё бы ничего, только соседи были чеченцами, а все 7 проверок – наши. От 5 я отделался так. Харьковский таможенник отвёл в служебное купе, попросив проводника удалиться, сказал, что дело плохо, но если очень надо в горы, то сможет помочь. Я положил на стол бумажку. Самое интересное, что через десять минут, перед самым отправлением, таможенник снова пригласил меня с моего места в другом краю вагона к этому купе. Проходя мимо на выход, пальцем показал вверх на полку для дорожного белья и шепнул на ухо, что там моя бумажка. Через несколько часов, я подумал, что она не лишняя и, просто из любопытства заглянул к проводнику, когда тот отлучился. Действительно, всё загадочно вернулось в смятом виде, правда, на седьмой проверке ростовским угрозыском мне сказали, что без свежей фотографии неплохо бы проставиться к празднику – 9 мая. Странно, что обратно я с этим паспортом спокойно улетел из режимного аэропорта – Минвод, пронеся на досадку с собой в салон ледоруб и другие колюще-режущие предметы. Другой раз через Харьков на Эльбрус с нами ездил помощник депутата от ЛДПР – панк. Из документов у него был только военный билет. По пути туда, украинцы собирали в 95 году по 50р (10$). Обратно деньги были уже пропиты. Глядя на исписанный автографами артистов, посещавших Гошину часть на Тихоокеанском флоте, военник, харьковский страж границы заревел, что это не документ, на что был в грубой форме послан и, поняв, что ничего не получит, сразу удалился больше не возвращаясь. Осенью 98 я с австралийцем – Стивеном снова отправился на Эльбрус нальчикским поездом. В пять утра – харьковская проверка. Австралийский паспорт не понравился. Потребовали транзитную визу, о необходимости которой мы не знали. Стивен протянул документ, сообщавший, что он член семьи посла и призывающий оказывать всяческое содействие. Пока его все собрались рассматривать, я тихо провел инструктаж, что если не подействует, надо подойти и сказать: “А, может, штраф?“ и обрисовал разумные размеры этого “штрафа“. Ничего не подействовало, Стивена вежливо попросили выйти. Я спешно собрал вещи и прямо во внутренних ботинках, держа пластиковые в руках, вышел с ним. Ко мне ни у кого претензий не было. На Стивена была обижена проводница, потому что он ехал по билету, выписанному на моего брата. Билеты забрал я. В погранчасти их оба перекомпостировали так, что ещё месяц по ним можно было на любом аналогичном поезде продолжить путь от Харькова. Пока Стивен был у начальника части, я ходил и снимал на камеру местные достопримечательности: карту Украины нарисованную на стене с желто-голубым столбом, стенгазету с гневной статьёй “Он – опозорил наши ряды“ (брал в Закарпатье). Увидев это, видео хотели немедленно отобрать, но, поняв, что я жду сына австралийского посла, просили больше не снимать в части, а пойти попить с ними чайку. Оказалось, что там служит несколько любителей альпинизма. Нас отправили бесплатно ближайшим поездом в Белгород. Начальник этого поезда получил под расписку паспорт Стивена, чтобы вернуть его через белгородских пограничников. Проводник – кавказец предлагал ехать с ним в Москву и, сразу, обратно, обещал провести без всяких документов. С нами оказался ещё один ссаженный с нашего поезда товарищ по несчастью - Макс. Сам он из Мурманска, прописа