Корпорации SRAM, купившей Rock Shox несколько нет назад, достался трудный ребенок. Поэтому первые год выпуска специалисты SRAM были сосредоточены не столько на запуске новых продуктов, сколько на доведении качества уже выпускающихся вилок до ума.

НА ГОЛОВУ ВЫШЕ
Тестируем Rock Shox Reba Race 2005

Корпорации SRAM, купившей Rock Shox несколько нет назад, достался трудный ребенок. Поэтому первые год выпуска специалисты SRAM были сосредоточены не столько на запуске новых продуктов, сколько на доведении качества уже выпускающихся вилок до ума. Грандиозный процесс был выполнен всего за полтора года — и пришло время пожинать плоды. Главной новинкой года стала абсолютно новая система демпфирования Motion Control, впервые примененная на вилках Rock Shox Pike и Reba — 2005. Фактически, речь идет не только о новом демпфере, но и о новой платформе в целом. Но обо всём по порядку.

Reba Team Reba Race Reba SL

Reba — это полностью новая, легкая универсальная вилка, имеющая ноги увеличенного диаметра (32 мм против традиционных для прошлых RS тридцати) из труб Easton EA70, мощные цельно-литые магниевые штаны, регулируемый в диапазоне 85-115 мм ход и весящая в сборе 1723 грамма (это результат тестового взвешивания с рулевой трубой длиной 19 см и весьма увесистой удаленной блокировкой). Хотя по описанию вилка похожа на Fox Float/Vanilla, сходство это — мнимое. По ощущениям, вилка от Rock Shox жестче — и эта жесткость достигнута путем многих изящных решений. Корона имеет скошенные грани, при этом она обхватывает большую часть ноги (стойки) вилки, нежели на предыдущих моделях. Горилла (тормозная арка) имеет пространственную коробчатую конструкцию — она значительно жестче на скручивание, нежели обычная плоская горилла. Дропауты (петухи) также выглядят весьма внушительно. Благодаря большому размеру, они вряд ли могут стать причиной беспокойства. Большинство необходимых регуляторов (даже колпачки на клапанах) сделаны из фрезерованного алюминия, что вызывает ностальгию и заставляет вспомнить лучшие вилки прошлых лет. Шкала-индикатор хода вилки расположена непосредственно на ноге вилки, что облегчает регулировки.

Одна из новых технологий, примененная впервые именно в Reba Race —это новая система быстрого изменения хода U-Turn Air. Система принципиально аналогична уже хорошо известной и удачной системе U-Turn со стальной пружиной, однако имеет все преимущества, ранее являвшиеся привилегией полностью воздушных систем Dual Air — как-то, широкий диапазон настройки и небольшой вес. В отличие от систем изменения хода, применяемых на вилках других марок, новая рок-шоксовская U-Turn автоматически меняет жесткость пружины в зависимости и устойчивость вилки к пробою в зависимости от установленного хода. Поэтому вилка не становится слишком жесткой при самом коротком ходе, и не проваливается под вами при выборе максимального значения.

Отдельного упоминания достоин и новый демпфер Motion Control. Не секрет, что предыдущий демпфер Rock Shox, Pure, не был идеальным — он был очень чувствителен к давлению воздуха в рабочей камере демпфера и своей крайне прогрессивной характеристикой работы радовал не всех экстремалов. И тут самое время рассказать про новый демпфер. Его очарование — в простоте. Вместо навороченных систем с несколькими поршнями или переменным давлением воздуха, Motion Control приводится в действие…. Почти обычной эластичной пластиковой трубкой. Именно эта красивая красная трубка, соединенная с подпружиненным клапаном Floodgate (он расположен по центру), обеспечивает вилке Reba все ее адаптивные характеристики. Демпфер вилки имеет две основных регулировки — регулятор низко-скоростного сжатия (с возможностью блокировки) и собственно упомянутый чуть выше Floodgate. Схема работы регулятора низко-скоростного сжатия уже хорошо отработана и не является революционной — это относительно простой механизм изменения размера отверстия, через которое перетекает масло при срабатывании вилки. Чем отверстие больше, тем вилка «живее». Уменьшение отверстия вызывает замедление работы вилки. В принципе, правильно подобрав размер «дырки», можно регулировать поведение вилки на различном рельефе. Однако отсутствие обратной связи (например, зависимости работы демпфера от скорости) делает эту регулировку не универсальной. У вас не получится одновременно «зажать» демпфер, чтобы байк не клевал носом при педалировании и торможении и «распустить» его, чтобы вилка обрабатывала множественные неровности на большой скорости. Отличие демпфера Motion Control, примененного на вилке Reba, от разработок конкурентов состоит в применении дополнительного регулятора Floodgate. На первый взгляд Floodgate позволяет регулировать устойчивость вилки на пробой в «зажатом» состоянии. Однако в отличие от вилок типа Fox RLC, демпфер MC работает всегда, а не только когда вилка заблокирована. По работе Motion Control напоминает демпфер Marzocchi HSCV. Другими словами, в действительности Floodgate обеспечивает регулировку высоко-скоростного сжатия в широком диапазоне. Конечно, можно использовать Floodgate только на заблокированной вилке, но тогда вы лишите себя удовольствия наблюдать следующие явления: Регулятор низко скоростного сжатия сильно «зажат» для предотвращения раскачки при торможении и педалировании, но, при почти полностью открытом Floodgate'е, вилка по прежнему обрабатывает неровности, особенно большие и особенно на большой скорости. Регулятор низко скоростного сжатия почти открыт для лучшей обработки мелких неровностей, но, при почти полностью закрытом Floodgate'е, вилка отлично обрабатывает сильные удары и не пробивается. Регулятор низко скоростного сжатия и Floodgate «распущены» для супер-плюшевой работы, вилка одинаково хорошо глотает неровности любого размера и радует супер-линейной работой (как у вилок со стальной пружиной)

Первый из приведенных примеров может быть воспроизведен и на вилке Fox RLC. Ее можно заблокировать, но сместить «анти-пробойный» предел чувствительности. Однако другие два примера для этих вилок недоступны. Простота нового демпфера RS просто парадоксальна — там всего несколько деталей, поэтому обслуживать вилку очень просто. Налил масла, опустил в него демпфер.. и всё. Никаких заморочек! Что касается демпфера, отвечающего за отскок, то он почти не изменился. Однако увеличение объема масла, в котором он «плещется», сделало отскок вилки более плавным в самых разных условиях. Новая удаленная блокировка PopLoc Adjust имеет очень хорошую эргономику и прекрасно сосуществует с любыми манетками - особенно с триггерными шифтерами SRAM. Подушечка широкая, ее положение соответствует естественному хвату. Регулятор PopLoc имеет удобную кнопку сброса (из анодированного алюминия) к настройке по умолчанию, причем, в отличии от предыдущей генерации удаленных блокировок, дефолтное значение может быть любым по вашему выбору. Благодаря интегрированному в корону вилки упору для троса регулятора, монтаж и настройка системы PopLoc отнимает меньше времени, чем когда-либо ранее. Нет больше и портившего нервы установочного болта на 1.5 мм - его место занял «коллега» с адекватным размером.

Впрочем, хватит морочить вам голову техническими аспектами. Как всё это работает? А работает превосходно! По сравнению например с Psylo Race «воздушные» технологии Rock Shox продвинулись далеко вперед. За исключением очень короткого периода приработки деталей, всё в этой вилке только радует! На протяжении нескольких месяцев вилка работает очень плавно, без заеданий. Одна из сильных сторон вилки - широчайшие возможности ее настройки. Комбинация независимых регулировок высоко- и низко- скоростного сжатия позволяет достичь уверенной блокировки (как у хорошо настроенной вилки RS с демпфером Pure), стабильности при педалировании (как у SPV вилок Manitou первого поколения) и абсолютной обработки больших и малых неровностей на любой скорости ( как у вилок Marzocchi с вилкой HSCV) Трудно сравнить Reba Race с остальными вилками, присутствующими на рынке, потому что ни у кого из конкурентов нет вилок с такими гибкими возможностями регулировки демпфера. Возможность комбинации «зажатого» демпфера и обработки неровностей, прогрессивная характеристика работы, отличные характеристики… Еще одно важное преимущество Reba — это жесткость конструкции, как торсионная, так и латеральная. Даже при сильных боковых нагрузках вилка четко фиксирует колесо без перекосов. Reba не менее жесткая, чем аналогичные Fox, и, вне всякого сомнения, заметно жестче вилок с 30-и миллиметровыми ногами, например Manitou Minute 2. Минусы вилки? Все они относительны. Начинка вилки не блещет россыпью фрезерованных деталей, там нет карбона титана и всего того, что можно назвать high— end. Но нужно ли это? Вилка имеет одну основную задачу — держать колесо «приклеенным» к грунту при проезде неровностей, торможении, разгоне. И в этом аспекте неважно, что внутри — важно, как оно работает и как его можно настроить. А поскольку качество вилок Rock Shox за последние годы заметно выросло, можно смело предположить — кажется, в классе легких универсальных вилок появился новый лидер!

По материалам теста из каталога Velomir.ru