Тест одной из самых передовых подвесок начала века - Giant NRS (No Resonance System). Подвески, не влияющей своей работой на педалирование.

В наши дни каждый уважающий себя производитель утверждает, что разработал более эффективную конструкцию двухподвеса, и сконструировал систему подвески таким образом, что она совершенно не влияет на педалирование, а при езде по пересеченной местности, напротив, работает на "ура". Giant не является исключением, постоянно рекламируя свою оригинальную подвеску NRS. В данный момент ее можно назвать "культовой", т.к. когда речь заходит о профессиональных двухподвесах для кросс-кантри, первое, что приходит на ум - это Giant NRS. В этом тестовом обзоре я хочу наиболее подробно коснуться работы этой системы подвески на примере рамы XTC NRS Team и расставить все точки над "i".

Немного теории.
Подвеска от Giant NRS (No Resonans System - безрезонансная система) представляет из себя очередную модификацию обычной "четырехрычажной" конструкции. Геометрия заднего треугольника сконструированна таким образом, что центр тяжести подвески расположен максимально низко, а шарниры находятся под определенным углом и на определенных расстояних относительно каретки и оси задней втулки. Благодаря такой конструкции, подвеска NRS устраняет раскачиваеие путем разделения сил педалирования от сил, вызванных неровностями поверхности. Силы направленные вверх, вызванные кочками на трассе или другими неровностями, заставляют амортизатор сжиматься и действовать, как любая другая задняя эффективная подвеска, а силы педалирования, направленные вниз, заставляют амортизатор растягиваться, но, поскольку он уже растянут в результате специальной предварительной настройки, то Giant NRS работает как жесткая рама. В то же время, любая, даже небольшая, кочка будет им эффективно прорабатываться, и при этом не поглощать усилие педалирования. Вот! Повторюсь, что это только теория... А насколько она правдива, нам и предстоит выяснить далее.

Рама.
Тестирование данной подвески происходило на раме Giant XTC NRS Team. Как и любая другая командная рама Giant, XTC NRS выполненна из фирменного алюминия марки 6013T6. Кристаллическая решетка алюминия этой марки такова, что без потери в прочности и жесткости толщина стенок достигает всего лишь 0,6мм(!), и это еще при том, что используются трубы с внутренним баттингом. Создается впечатление, что рама сделана из фальги.
Все швы на раме аккуратные, никаких излишек сварки и т.п.. Хотя здесь я оговорюсь: это касается только конкретного образца, так как при детальном рассмотрении швов еще одной точно такой же рамы, было небольшое разочарование - все-таки рама не за 100$ - и швы можно было сделать поаккуратней...

Рама хорошо усиленна в области стакана рулевой колонки: и сверху и снизу приварены два "язычка". Трубы, из которых сварена рама - не профилированные, они одинакового (кстати, довольно большого) диаметра по всей длине + нижние задние перья имеют прямоугольное сечение. Все это сделано для достижения максимальной поперечной жесткости рамы. На Giant XTC NRS установлен отличный амортизатор RockShox SID Race. К сожалению у данного экземпляра нет опции "LockOut", зато функция внешнего регулирования демпфирования присутствует. Подвеска состоит из четырех шарниров, из которых только два вращаются на промышленных подшипниках. Это небольшой конструктивный недостаток, т.к. гораздо лучше, когда абсолютно все шарниры вращаются на подшипниках. Лишние два подшипника практически не повлияли бы на конечную стоимость рамы, а весу прибавили не более 30-40грамм.. А кстати, сколько же весит рама? Кладем на весы... 2312гр (18,5" вместе с амортизатором SID) - очень даже неплохо! Если установить более легкий амортизатор, например, DT Swiss Rearshock, можно скинуть еще грамм 30 :), правда переплатив 200$. Нижний шарнир расположен настолько низко, что есть риск биения о него заднего переключателя. Длина амортизатора на тестируемой раме составила 160мм (eye-to-eye), и ход 40мм. При работе с таким шоком подвеска вырабатывает от 75 до 90мм хода: имеется два отверстия под установку амортизатора. По-моему, это самый оптимальный ход для гоночного велосипеда...

Тестирование.
Тестировались:

  • Велосипед, собранный на раме Giant XTC NRS Team
  • Велосипед, собранный на раме Giant XTC Team (hardtail)
  • Merida Big Air Pro (2000)

      Рама тестировалась с передним амортизатором RockShox Duke Race и остальным оборудованием равносильного класса. В качестве навески было использовано оборудование SRAM ESP 9.0SL. Так как у меня есть велосипед, собранный на раме XTC Team (hardtail) и двухподвесочной раме Merida Big Air Pro (2000), то я попытался определить приимущество профессионального гоночного двухподвеса перед профессиональным гоночным хардтейлом и непрофессиональным двухподвесом Merida. Мой Giant XTC Team (hardtail) собран на оборудовании класса Shimano XT и укомплектован вилкой Rock Shox Duke C 80mm. Разумеется, Duke C немного уступает по производительности Duke Race, но конструктивно и внешне эти вилки похожи, поэтому тестируемый и эталонный стенды получились максимально близки друг другу по комплектации... Конечно, очень сложно одному человеку сравнивать несколько велосипедов, особенно, когда среди них есть двухподвесы и тестирование происходит зимой... Зимой все приимущества заднего амортизатора налицо! При езде в гору на XTC NRS, я действительно не чувствовал заднюю подвеску (в отличие от Merida), причем, когда вставал с седла, подвеска все-равно не прогибалась, и был постоянный контакт с грунтом! Хардтейл же постоянно подбрасывало, заднее колесо теряло контакт с грунтом, однако, как только выезжаешь на ровную поверхность, жесткая рама ускорялась ощутимо быстрей! Merida Big Air - это скорее байк для езды в стиле "Enduro", он ощутимо проигрывал при езде в гору обоим Giant'ам. Неприятным фактом, касающимся рамы XTC NRS, было то, что при спусках торможение немного блокировало работу задней подвески NRS. Наоборот, одношарнирная подвеска на Merid'е совершенно не зависила от торможения. Вобщем у каждого велосипеда есть свои плюсы и минусы., необходимо лишь четко разграничить их область применения... Через 500км пробега выявился "конструктивный недостаток" рамы XTC NRS - появился небольшой люфт в самом нижнем шарнире подвески. И этого минуса можно было избежать, если бы туда был установлен подшипник, а не втулка скольжения. Но однозначно могу сказать следующее: двухподвес мне понравился гораздо больше!

    • Выводы.
      Сказать можно лишь одно: подвеска Giant NRS удалась! Все, что про нее говорит реклама - правда. Однако, я бы на таком байке ездил только соревнования. Подвеска у Giant'а работает корректно только при правильно накачанном амортизаторе (при весе 71кг, мне пришлось накачать его до 165psi, а если изменить ход до 75мм - 135psi), при неправильно накачанном амортизаторе, понять работу подвески - невозможно! Впечатление немного подпортило отсутствие подшипников в 2х шарнирах и частичная блокировка подвески при торможении, однако эти незначительные минусы перекрывает большое количество плюсов: низкий вес, отсутствие резонанса подвески и высокая её чувствительность, отменная управляемость, высокая жесткость конструкции.
      Окончательныйв вывод следующий: велосипед, собранный на раме Giant XTC NRS - профессиональный гоночный байк, на котором можно участвовать в соревнованиях по кросс-кантри международного уровня.

      (c) Bike4u.ru, (c) vas