Интересный обзор и тестирование популярных велопокрышек в условиях велоэкспедиции по Тянь-Шаню. Тестировались: Schwalbe Black Jack, Jimmy, Fast Fred, Panaracer Pyro и IRC Mythos XC.

Как проводилось тестирование...

В этом сезоне группой турклуба МВТУ им.Баумана был осуществлен велосипедный маршрут по Тянь-Шаню, выводящий российский спортивный велоуризм на новый уровень. Дело не только в том, что нам вшестером удалось за один поход посмотреть большинство хребтов столь обширной горной системы, но и в том, что на велосипедах был проложен путь в самую высокую и суровую восточную её часть - район ледников Иныльчек, где находятся такие известные вершины, как пик Победы и Хан-Тенгри. До недавнего времени сюда попадали только наиболее опытные альпинисты и горные туристы, закладывающие маршруты не ниже "пятерок". Мы же прошли с велосипедами самый простой в этом районе перевал Тюз (1Б, 4000м) и перешли по языку огромный ледник Иныльчек - это соответствует горной "двойке", такие участки никогда не включались в протяженные велоэкспедиции. Кроме того, из почти 1600 километрового пробега асфальтированные дороги составляли не более половины, остальное - каменистые горные дороги, пастушьи тропы, заболоченные луговины, осыпи, морены, снег. Понятно, что для успеха такой экспедиции технику и снаряжение отбирать приходилось особо тщательно.

В оснащении велосипедов на такой маршрут особую роль играет выбор покрышек. Эти детали велосипеда, составляющие около десятой части его веса, непосредственно соприкасаются с горными грунтами. И, если в условиях Подмосковья, ресурс их службы составляет от пары до десятка тысяч километров, то в настоящих горах плохих покрышек может не хватить и на один маршрут. Три года назад, у одного из нас в Забайкалье, боковины покрышек WTB Raptor рвались как картонные. Мы решили, что это результат хранения их зимой под лучами солнца на морозе. Здесь, в высокогорье, резина под ультрафиолетом может разрушаться значительно быстрее. По этой причине механиком было рекомендовано брать только новые покрышки или успешно прошедшие только один сезон. Но один из нашей группы с наибольшим велоопытом упорно не хотел расставаться со своими, используемыми пятый сезон Schwalbe Black Shark. Их резина, в отличие от других покрышек с аналогичным стажем, у основания шипов действительно не имела трещинок. Удалось уговорить его заменить только заднюю покрышку, в виду приличной потёртости протектора. Переднюю, сохранившую свой протектор лучше, он соглашался менять только на аналогичную, отсутствовавшую в тот момент в продаже. Было решено для приобретения покрышек обратиться, непосредственно, в представляющую в России немецкую марку Schwalbe компанию Bohle-Tan. По совпадению её руководитель господин Ягодин Е.В. оказался выпускником МВТУ, и он любезно согласился предоставить нашему клубу две пары покрышек. Модели Black Shark не оказалось в наличии, но поскольку в прошлом году она всё равно была полностью переработана, было предложено брать Black Jack и Jimmy.

Мне, любителю максимального облегчения велосипеда, больше хотелось уже опробованную мною, легкую и чрезвычайно накатистую Fast Fred. Но, ввиду её чисто гоночного, а не туристского назначения в ней было отказано. Зато, имеющийся у меня с весны один экземпляр Fast Fred 26х2.0 путешествовал с нами по Тянь-Шаню в качестве единственной групповой запаски в моём рюкзаке. Выбор её для этой роли не удивителен, ведь её вес всего 390 гр. (по данным производителя 370гр.). Рассуждая, что если запаска не пойдёт в ход, то я смогу ею пользоваться на асфальтовых участках вместо задней Panaracer PYRO 26х2.25. Это позволит катить значительно легче. Мощная же задняя покрышка нужна была для большего комфорта на щебне. Ещё она служила прекрасной защитой от возможных сколов керамических тормозных поверхностей заднего обода. Спереди у меня стояла служащая второй сезон IRC Mythos XC 26х1.95Fк. Такие же новые IRC были у руководителя нашего похода. Комплект Black Jack мы поставили на велосипед Маши - единственной девушки в нашей команде. Jimmy стояли у двоих в качестве передних покрышек. Шестой участник поставил себе новые полуслики и, в ходе маршрута, после крутых спусков, не раз об этом жалел. У нас подобрался хороший комплект для сравнения покрышек. В качестве базы для тестирования выбрали переднее колесо моего титанового хардтейла с 80мм вилкой SID, используемые камеры - сверхтонкие Maxxis (98гр). В отдельные дни я менялся своей передней покрышкой с другими. Итогами своих сравнений и наблюдениями других участников экспедиции я хочу поделиться.

Schwalbe Black Jack 26х2.1 базовый вариант с дополнительной резиновой защитой (810гр), Германия - хорошая универсальная покрышка, немного тяжелая в данном исполнении. Рисунок, с плотным заполнением крупными плоскими шипами центральной дорожки, даёт хорошую накатистость и мало шумит. На мелких боковых шипах незначительно налипание грязи. Цепкость и гребучесть средние. Не проскальзывают на мокром шоссе. Наиболее подходящее использование - в качестве задней покрышки для сельских дорог Средней Полосы. При очень качественном составе резины с медленным старением и истиранием, и при низкой цене - это идеальный бюджетный вариант, если нужен надежный и неприхотливый байк для многолетней езды без лишнего обслуживания по грунтовкам. Толстый резиновый слой катящей поверхности и боковин в экспедиции был устойчив к битым стеклам, шипам растений. Стандартных проколов и пробоев камер с этими покрышками в экспедиции не случалось. Зато с ними произошел инцидент, чуть было не заставивший прибегнуть к запасной покрышке. Во время спуска к реке Сары-Джас, характер скал, слагающих окрестные горы, резко изменился. Жесткие породы, напоминающие слоёный пирог, стали залегать под углами, близкими к вертикальному, ощетинившись снаружи острыми как бритвы ножей гранями. Маша, привыкшая быстрее всех нестись, не притормаживая на спусках, по обычным до этого дорогам из щебня и небольших отдельных камней, налетела со всего хода на одну из острых скал. Заднее колесо не просто пробилось или прокололось, а прорезалось наискосок. Четырёхсантиметровый разрез, захвативший край центральной и часть боковой поверхности покрышки проходил прямо через один из шипов. Большая часть группы решила, что покрышка не ремонтнопригона. Будь покрышка в легком исполнении, так бы наверно и было. Но, толстый слой резины на срезе, цианакрилатный "суперклей" и кусок "кордуры" в ремнаборе подсказали возможность реанимации. Первым её этапом было плотное соединение, обмазанных тонким слоем "суперклея" поверхностей разреза. При их большой глубине, после сильного прижатия, получилось хорошее схватывание без смещений краёв. Вторым этапом, разрез (кроме места шипа) пришлось туго зашить лавсановыми нитками, так, что их внешняя поверхность от натяга оказалась утопленной в резину. Дополнительно, от перетирания с наружи нити можно защитить мелким песком на том же клею. В завершение, к внутренней стороне покрышки на "суперклей" был приклеен большой, на 3 см шире разреза, кусок прочной не тянущейся "кордуры". Результат превзошел ожидания: в конце маршрута, спустя тысячу километров, место повреждения на этой покрышке, переставленной в качестве передней, приходилось внимательно искать несколько минут. Это говорит о хорошей ремонтопригодности покрышек с толстым резиновым "мясом", что крайне важно для туризма. Жалко, что у нас не была покрышка в специальном особо прочном исполнении Schwalbe Double Defense с кевларовой подложкой под всем протектором. Возможно, в этом случае разрыва просто бы удалось избежать, к тому же, благодаря кевларовому бортику она была бы легче. Правда не факт, что такая модификация также легко бы чинилась.

Panaracer PYRO 26х2.25 с кевларовыми кромками корда (620гр), 38$, Япония - очень легкая для своего размера дорогая покрышка. Крупноблочные шипы имеют единый рисунок для переднего и заднего колёс. Они хорошо "гребут", особенно по щебню. Резина не скользит на мокром жестком грунте. Цепкость боковин протектора во многих случаях оставляет желать лучшего, поэтому реальное использование покрышки в качестве передней не рационально. Большой воздушный объём способствует комфортности езды на хардтейле, и сводит к минимуму возможность пробоя. При пониженном давлении сзади, хорошо гребёт по раскисшей глине. Облипание в этом случае умеренное. Хотя небольшая масса шины почти не ухудшила приемистость моего велосипеда, его накатистость по шоссе даже при сильной накачке ощутимо упала. Скорее всего, это объясняется "грубым" рисунком протектора. Большая размерность с высоким профилем сделали окружность колеса на пару процентов длиннее стандартной. Это ощутимо сказалось на диапазоне передаточных отношений, немного сместив его вверх, благоприятствуя разгонам на спусках. С другой стороны, для крутых участков подъёмов это отрицательный фактор. Борта покрышки очень тонкие, и приходилось стараться не повредить их боковым задеванием камней. За маршрут случился только один неизбежный прокол при наезде на колючую проволоку около ДОТа во время крутого спуска к погранзаставе.

IRC Mythos XC 26х1.95 кевларовые кромки бортов (550/530гр.), 31$, Япония - довольно универсальный и хорошо подходящий для внедорожного туризма комплект из передней и задней покрышек. Потрясающая цепкость спереди, в том числе во влажных условиях. Сравнительно небольшое сопротивление качению для агрессивного рисунка. Средняя истираемость и старение резины. Хорошая устойчивость к проколам благодаря плотному набору корда при небольшом весе. За маршрут на 3 покрышки пришлось 2 прокола. Из-за малого объма всегда должны быть хорошо накачены. Довольно подвержены облипанию раскисшей глиной, но для такой размерности на большинстве рам это не страшно. На сыпучих грунтах имеют тенденцию к зарыванию в песок, поэтому не рекомендованы к использованию в районах с его преобладанием.

Schwalbe Jimmy 26х2.1 базовый вариант (635гр), Германия - покрышки с универсальным протектором для передних и задних колёс. Рисунок его отличается пирамидальными мелкими шипами с большими промежутками между ними. Даже в базовом исполнении со стальными кромками для агрессивных покрышек весят не много, а в исполнении Light 26х2.1 - всего 495 гр. По цепкости в любых условиях и накатистости не уступают более дорогим IRC Mythos XC, но обладают гораздо лучшим самоочищением от грязи. При использовании на заднем колесе по жестким грунтам мелкие редкие пирамидки шипов, несмотря на хорошее качество резины, повреждаются камнями и сильно стираются. Поэтому устанавливать их назад рекомендуется только для раскисших глинистых и лесных грунтов. На две покрышки за маршрут случился один прокол. Существует особо устойчивая к проколам версия исполнения Double Defense (575гр), более подходящая для туризма.

Schwalbe Fast Fred 26х2.0 Light (390гр), 33$, Германия - одни из самых лёгких кросс-кантрийных покрышек. Низкие шипы сделаны из уникальной очень мягкой резины, что позволяет им легко прогибаться и катить по асфальту практически без шума, наподобие сликов. Это выгодно отличает их от имевшейся у меня в Москве сверхлёгкой новинки MAXXIS Fly Weight 330 26х1.95 (326гр.) накатистость которой заметно хуже, а цена (42$) выше. Fast Fred 26х2.0 имеет только тот недостаток, что плохо цепляется за мокрые поверхности, и, при залитом дождём шоссе, на крутом повороте, легко уйти в занос. Но это МТВ покрышка, и при подобной накатистости, по цепкости со сликом её конечно не сравнить. На сухом покрытии она прекрасно держит. Устойчивость к проколам слабая. Требует поддержания высокого давления. Протектор хорошо самоочищается. От торможений стирается довольно быстро. Покрышки прекрасно ведут себя на песке. Здесь они должны быть бесподобны в исполнении 26х2.35 Light (всего 495 гр!). Эта модификация , очевидно, больше подходит для туризма. Очень хотелось бы попробовать такие покрышки в предстоящем осенью учебно-тренировочном походе нашего клуба по Мещёре.

(c) Bike4u.ru, Бондаренко Олег, Клетчатый
2002