Постепенно туристы, несмотря ни на что, возвращаются в казалось бы уже забытые по известным причинам районы: спелеологи снова частые гости в Абхазии, группа А. Крупенникова, известная велопробегом по Сванетии, в этом сезоне проделала когда-то классический пятерочный веломаршрут по Памиру из Харога в Ош, завершив его после пересечения хребтов Тянь-Шаня в Бишкеке. Но существуют районы, которые даже в советские времена были мало освоены туристами.

Велосипедная пятерка по Сибири: 1200 км за 23 дня

К таким местам относится территория небольшой российской республики Тува (ныне Тыва). Эта республика, раскинувшаяся у истоков великой сибирской реки Енисей среди Саянских гор, стала самостоятельным государством восемьдесят лет назад, отделившись от Манчжурии следом за соседней Монголией. В 1944 году Тува добровольно стала российской автономией. Тувинцы, небольшой самобытный народ с древней историей, занимаются в основном скотоводством. Но кроме самого большого в России поголовья верблюдов, Тува обладает огромными запасами асбеста и урановых руд. После войны в Ак-Довураке вырос асбестовый комбинат, продукция которого в виде асбестовых строительных блоков пользовалась большим спросом в Западной Европе. После обнаружения в восьмидесятых годах канцерогенных свойств этого материала, экспорт асбеста прекратился. Не удивительно, что в начале девяностых виноватым во всём оказалось и без того не многочисленное здесь русское население, вынужденное покидать республику.

Маршруты по Туве совершали и совершают в основном водники. Из районов, отстоящих от известных рек, более-менее лыжниками был освоен Шапшальский хребет и район самой высокой точки Западного Саяна вершины Монгун-Тайга (3970 м.), куда в этом году заглянула питерская лыжная экспедиция под руководством К.Бекетова. Горы восточной Тувы, вообще, мало изучены. За Тувой лежит Восточный Саян с его хорошо знакомыми мне по пешеходным путешествиям Тункинскими и Китойскими гольцами. Всего несколько велосипедных походов проводилось по Туве.

Наша группа сформировалась при проведении школ по велотуризму в турклубе МВТУ им.Баумана, и заявила о себе в прошлых сезонах сложными маршрутами по Алтаю, Забайкалью и Прибайкалью. В этом году в наши планы входило связать эти знакомые нам районы сложнейшим транссаянским велосипедным маршрутом от Телецкого озера на Алтае вдоль Чулышмана, через Шапшальский хребет и всю Туву в Таджинскую котловину, откуда через район пика Топографов, рек Сенцы и Оки саянской на Манку-Сардык (3491м.) и, далее, через перевалы Тункинских гольцов и долину Иркута к Байкалу в Иркутск. Это было бы за месяц около 1800 километров, заявленные как две последовательные велочетвёрки. Только велосипедый маршрут позволяет посмотреть сразу такой обширный и интересный район. Кроме того для пересечения Западного и Восточного Саянов требовалась хорошая пешеходная подготовка. По вопросу откуда начинать: из Иркутска на запад, или с Алтая на восток , в группе шли жаркие споры, конец которым в начале июля положило наводнение в Прибайкалье.

Из-за транспортных особенностей заброски на Чулышман выгоден состав группы в 5-6 человек. Наша шестерка, во время предварительных тренировочных скаток, выбиралась на конкурсной основе из уже схоженных претендентов прежде всего по уровню технической и физической подготовки. Для намеченного сверхсложного маршрута это понятно. Довольно неожиданно, конкурс прошла девятнадцатилетняя Маша Сергеева - единственная наша участница. Хотя у неё был опыт только велодвойки, но она поразила всех своей подготовкой и стремлением испытать себя.

Правда в велотуризме присутствует и другой отборочный критерий - надежность, вес и функциональность техники. Он тоже не мог нами игнорироваться. Средняя цена наших велосипедов выходила под тысячу долларов. Это позволяло минимизировать запасные части. И хотя в уровне оборудования разброс был небольшим (STX-XT), он в конечном итоге дал о себе знать: погнулся именно единственный у нас одинарный обод, сломалась самая дешевая втулка. Из запчастей у нас были только спицы, вставки в обода, одна кевларовая покрышка и по камере у каждого. Хорошо зарекомендовали себя два титановых хардтейла с весом менее одиннадцати килограммов, которые были собраны самостоятельно из отечественных рам и высококлассных деталей. Спальные коконы, рассчитанные до заморозков, были на современных синтетических утеплителях химической компании DuРont и весили от 800 гр. до килограмма. Отлично зарекомендовала себя экспериментальная двухместная двойная палатка-полубочка с тамбуром, без тентовых швов, весом всего 1650 гр.(!) вместе с дугами и четырьмя основными колышками.

Дорога

Итак, заранее куплены плацкартные билеты в Барнаул (по 800 руб.) Из Барнаула до Телецкого озера четыре с половиной сотни километров по сравнительно равнинной дороге решено ехать на наёмном микроавтобусе, которые всегда к услугам туристов прямо возле вокзала (рядом автовокзал). Такая заброска в этом году обошлась в 4500 рублей.

17 июля выгружаемся из вагона на перрон. Московский поезд №96 прибыл в Барнаул около 11 часов по алтайскому времени. Один из нас, долетевший на самолёте, уже встречает нас с микроавтобусом. Шестой участник в последний момент остался в Москве из-за проблем на работе. Выгружаем привезённые нами вчетвером пять разобранных велосипедов. Будь билеты купейными, лишнему велосипеду точно не нашлось бы места, а так, вези их хоть десять штук, только заверни во что-то наподобие чехлов и убеди соседних пассажиров, что они не будут убиты ночью падающей рамой или педалью.

Чулышман

Поездка на микроавтобусе вместе с обеденной остановкой занимает семь часов. В половине восьмого мы в Артыбаше около устья Телецкого озера. Немедленно пытаемся отправить телеграммы и нанять плавсредства. Если первое нам не удается, то частные моторки даже в столь поздний час всегда к вашим услугам. Извозом занимаются сотрудники местных турбаз. При отсутствии регулярных рейсов их услуги обходятся недешево. Необходимые для нас, велосипедов и поклажи две моторки после торга обошлись в пять тысяч рублей. Озеро в предзакатные часы очень красиво. Гористые берега, покрытые хвойным лесом, обрываются прямо в воду. Фактически, озеро представляет из себя продолговатое и извилистое естественное водохранилище. Двухмоторные лодки несутся под пятьдесят километров в час. Через час смеркается, ещё через час в полной темноте причаливаем у устья Чулышмана. Встаем на песчаной косе усыпанной сухими деревьями. Рядом огромный костёр водников, закончивших позавчера сплав. Нас предупредили, что прошлой ночью какой-то маньяк изрезал им все повешенные сушиться вещи. Волнуемся прежде всего за наши покрышки.

С утра стартуем вверх вдоль Чулышмана. Хорошая грунтовка идет левым берегом. Березовый лес в районе поселка Балыкча напоминает подмосковный. Переезжаем по мосту Башкаус. Выше впадения Чульчи ландшафт меняется. Появляются полупустынные поля с выжженной травой, затем долина, скованная разноцветными осыпными склонами, сужается. Через 80 км грунтовка, забираясь серпантином влево, уходит на перевал Катуярык. Нам дальше вдоль Чулышмана, теперь уже без дороги. Хотя на заготовленной в Москве двухкилометровке и показана мощная тропа, что это вряд ли так, понимаем сразу, столкнувшись с крупной осыпью прижима, сквозь которую ведет едва заметная тропка. Приходится периодически катить велосипеды. Через несколько десятков километров тропинка исчезает. На заросших колючими кустами склонах левого берега встречаются только отдельные участки звериных троп и те завалены буреломом. На правом, недоступном нам пока вброд, берегу сплошной тропы по видимому тоже нет. Велорюкзаки несутся только на себе. В отдельных местах некоторые дважды челночат вначале с рюкзаком затем с велосипедом. Мне удобнее. Часть груза у меня в сумке внутри рамы, остальная в обычном рюкзаке.

В третий день педали откручены и пройдено только 12 км. Такого "рекорда" у нас не было никогда. Тропа появляется только к вечеру четвертого дня напротив впадения р.Шавлы и сразу переходит на правый берег. Здесь наш ждёт запланированный серьёзный брод. Уровень воды в реке для этого сезона довольно низкий и это обнадёживает. Первый, перейдя с третьей попытки со штоком чуть выше пояса,, натягивает перила из 70-метрового кевларового шнурка. Отдельно переносим рюкзаки. Велосипеды, пристрахованные к перилам, полощутся течением. Это единственный способ их переправы, ведь неся велосипед невозможно пользоваться штоком. Теперь нам предстоит подняться на 600 метров на склон правого берега, где проходит сильно заболоченная, но все же позволяющая ехать, тропа. По московскому плану мы должны были быть к этому моменту уже в Туве. Продукты заканчиваются. На их пополнение мы можем рассчитывать только в деревне Язула, куда добираемся через полтора дня после брода.

Алтайскими тропами

Язула - основной пункт заброски водников на Чулышман. Несколько лет назад ее соединили грунтовкой с Усть-Улаганом. Магазина здесь нет. Кое-что из продуктов удаётся раздобыть у местных "комерсантов". Тушенки тут не бывает, и мы покупаем местное мясо, названное говядиной, но вряд ли таковой являющееся. Подсолив и подкоптив его, мы обеспечиваем себя мясным на пять дней.

Алтайцы на чем свет ругают тувинцев и обвиняют их в конокрадстве. В 5 километрах за Язулой кордон заповедника, бывший до 1944 года погранзаставой. Оформлять документы для прохода сквозь заповедник следует в Артыбаше.

Старший егерь Сергей, оказавшийся в душе путешественником, любезно провожает нас до моста на левый берег Чулышмана и рекомендует добираться к озеру Джулукуль по долине Каракема через перевал Неожиданный (н/к) и по Богояшу.

На этом участке есть тропа в березовом стланике, позволяющая наполовину ехать, а вдоль Богояша идут отдельные грузовые колеи обозначенные на карте как дороги. Участок очень живописен. Особенно впечатляют своими величественными просторами широкие заболоченные, со множеством озер, верховья Колбакаи и плоскогорья вдоль Богояша. Из находок следует отметить кусок обшивки ракеты и старую велосипедную педаль посреди бескрайнего голого плоскогорья. В верховьях Колбакаи нас обогнал, демонстративно обойдя стороной на расстоянии неузнаваемости лиц, караван из четверых вооруженных всадников и белой кобылы на привязи.

Шапшал

Берега огромного озера Джулукуль, откуда берёт начало Чулышман, кишат куропатками. Браконьеры угостили "бедных студентов" рыбой и бесплатно дали хлеба и колбасы. К востоку виден величественный с мягкими формами массив Монгун-Тайги (3970 м), покрытый ледовым панцирем.

Несмотря на открытое пространство, ориентироваться в окрестностях озера среди кустов, мелких озёр и исчезающих вездеходных следов сложно. Случись туман, как тут часто бывает, то без GPSки путешествовать было бы практически невозможно. По карте в цирк Шапшальского перевала ведет дорога. На самом деле до геодезического репера только единственная колея от ГАЗ -66. Выше, до горловины цирка не видно даже тропки, а вот потом, наискосок по осыпям поднимается хорошо разработанная лошадьми тропа. Перевал высотой 3097 м классифицируется как 1А. Не будь тропы, для группы с велосипедами это было бы сложнейшим препятствием. Крутизна осыпи взлета непосредственно перед седловиной достигает 40 градусов. Тропа позволяет катить колесную технику траверсом. Ещё удобнее мой способ прицеплять легкий велосипед к рюкзаку. Этот перевал известен как единственный из категорированных, пройденных пару лет назад мототуристами.

Тува

Спуск в Туву по тропе, через несколько террас и сбросов, несложен. По большей части даже можно ехать. Природа тут абсолютно другая. Долина окаймлена мощными альпийскими горами, пихты и ровная травка напоминают парк. Ниже по долине Шуя начинается дорога. Несёмся вниз мимо пастбищ. Довольно неожиданно основная дорога забирается на левый борт долины и через пару перевалов ведет к селу Байтал. На каждом даже незначительном перевале здесь по большому туру в основном из бутылок - характерный признак Тувы. Перед селом местность становится пустынной. Еле находим воду для ночевки.

Проскочив с утра не останавливаясь, первый на территории Тувы населенный пункт въезжаем в большое село Тээли. Русского населения здесь вообще нет. Пока стоим у почты, к нам начинает приставать местное хулиганьё. Покидаем Тээли по асфальтовой дороге и встаем на днёвку в 15 км в зарослях облепихи на реке Хемчик. Позади уже пятьсот непростых километров грунта. Сразу становимся объектом интереса местных чабанов. Предложив нам сначала за дешево целого барана, они в навязчивой форме снабжают нас потом молоком уже по тройной цене. Во время последнего визита к нам, кто то из местной молодёжи увёл у нас гаечные ключи. Весь следующий вечер в наши палатки с противоположного берега дети, ругаясь по-русски, бросают камни.

Делая по 130 км в день по единственной в республике автотрассе с редкими машинами, за три дня добираемся до Кызыла. Местность представляет собой полупустынное нагорье, пересекаемое невысокими хребтами Западного Саяна. В Кызыле вечер, на который пришелся день рождения нашего видео-оператора, проводим в гостях дома у знакомого по лыжным походам спасателя Павла. С утра едем на набережную к месту слияния истоков Енисея. Здесь находится обелиск "центр Азии".

Ещё пробираясь сквозь буреломы на Алтае, мы выбились на четыре дня из маршрутного графика. Нагнать не удалось, а восточная часть маршрута более трудная и время поджимает. Решаем ехать на север в Абакан. Четыре с половиной сотни километров до него проезжаем за пять дней. У города Туран возле трассы - курган, где только что археологи вырыли много скифского золота. Таких курганов в Туве много. Подъём на перевал, отделяющий Туву от Красноярского края. Ландшафт резко меняется: тувинские степи сменяются сплошной тайгой с небывалым количеством ягод. У Маши серьезно ломается велосипед. Последнюю пару сотен километров ей приходится проехать без свободного хода, постоянно крутя педали. По пути делаем дневку в районе красивейшего хребта Ергаки. Совершаем радиальный выход на "Спящий Саян". Красивая курортная местность с сосновыми борами по берегам чистых вышедших на равнину рек в окрестностях Шушенского.

Добираемся до города Абакан, где несмотря на недавний проезд по Трансибу корейского вождя, нам довольно легко удаётся взять билеты. Поход закончен. Позади - 1200 километров асфальта, грунтовки и бездорожья, 15 перевалов (правда, 13 из них н/к), множество бродов. Переполненные впечатлениями, мы возвращаемся в Москву. Ждем следующих сезонов.

Бондаренко Олег