Вам никогда не приходилось, неспешно обгоняя лыжников на велосипеде, ловить на себе удивленные взгляды? Если приходилось, то вы уже знаете, что зимнее катание совсем не похоже на обычные весеннее-летние покатушки, хотя бы потому, что оно – зимнее. Другая дорога, другая динамика движения, другая одежда

Вам никогда не приходилось, неспешно обгоняя лыжников на велосипеде, ловить на себе удивленные взгляды? Если приходилось, то вы уже знаете, что зимнее катание совсем не похоже на обычные весеннее-летние покатушки, хотя бы потому, что оно – зимнее. Другая дорога, другая динамика движения, другая одежда.

Есть, по крайней мере, 16 причин, почему зимой на байке лучше!

  1. Зимой нет комаров.
  2. Снег зимой гораздо приятнее дождя летом.
  3. Стекла, гвозди, колючки и консервные банки зимой прячутся под снег и не прокалывают колеса.
  4. Бревна присыпаются снегом и превращаются в бугорки, а не в сложные препятствия, особенно, если ты только учишься через них перепрыгивать.
  5. На мягком снегу резина изнашивается гораздо меньше, чем на жестком асфальте.
  6. Зимой из-за обилия снега байк очень легко очищается от летней грязи, сберегая велосипедисту уйму времени.
  7. Мороз зимой переносится гораздо легче, чем жара летом. С ним легче бороться путем увеличения темпа езды. Летом же интенсивная работа мышц только усугубляет ситуацию.
  8. Зимой меньше хочется пить.
  9. Ни одна любящая жена байкера не сможет отказать в покупке дорогостоящих дисковых тормозов, так как обычные зимой тормозят очень плохо.
  10. Падать на мягкий снег зимой гораздо приятнее, чем на твердую почву летом.
  11. Если же все-таки байкер ударится зимой, то можно сразу приложить к больному месту холодный снежок или ледышку, значительно облегчая страдания.
  12. Адреналина в кровь от езды по снегу выделяется гораздо больше, чем при езде по летней грязи.
  13. Зимой в лесу гуляет меньше народа, да и темнеет быстрей, а потому пешеходы существенно раньше возвращаются домой, освобождая байкеру тропинки.
  14. Зимой собаки бегают по снегу гораздо хуже, чем по летней траве и грязи.
  15. Объезжать лыжников гораздо легче, чем пешеходов, а средняя скорость езды велосипеда по лыжне примерно в 2 раза выше аналогичной на лыжах.
  16. Зимой очень легко можно начать «моржевать», просто катаясь по льду реки или переезжая через ручейки по обледенелым мостикам без перил.

И это отнюдь не все преимущества зимы. Но есть и видимые недостатки. Зимой невозможно долго кататься, хотя бы из-за того, что холодно, а соль, обильно покрывающая дороги зимой, за считанные недели может уничтожить ваш байк, если вы не будете принимать никаких защитных или профилактических мер.

Но не даром говорят, что «охота пуще неволи», тем более что яростная война с сугробами, снег, летящий в лицо, балансировка на льду, хруст шипов, вгрызающихся в лед, добавляют изрядную порцию адреналина не хуже, чем прыжки с трамплинов или спуск с горы в более теплое время года. Поэтому зимний байк, как это ни странно звучит, относительно редкое, но все же реальное и вполне допустимое явление в наших широтах.

Катание на велосипеде зимой

Зима в России – настоящая, с морозом. Температура воздуха может и не достигать пресловутых минус 30 градусов по Цельсию, когда даже не всякий опытный лыжник решится выйти из дома, а колеблется где-то в «разумных» пределах от -5 до +5. Но даже при такой температуре холод способен причинить байкеру немало хлопот.

И какая зима без снега? Если речь идет о русской зиме, то обязательно будет снег, да к тому же в силу резких колебаний температуры – это то сугробы в человеческий рост, то жидкая грязь, то присыпанный снегом лед. А лед неминуемо влечет за собой обилие соли на городских улицах. И даже в пригородных лесах и парках зимой можно найти на тропинках следы соли.

Что касается спортивной специфики зимы, то зима – время для лыж, поэтому очень часто на тропинках лесопарков, кроме обычных людей с детьми на санках, нередко можно встретить проносящихся вовсю ширину дорожки «коньковым ходом» лыжников. Такие спортсмены нередко вызывают недовольство у пешеходов. Что же тогда говорить о велосипедистах? Мало кто ожидает увидеть зимой в лесу чудака на велосипеде, поэтому, если велосипедист не будет предельно внимательным, могут произойти неприятные случайности.

Учитывая эти и многие другие особенности, становится понятным, что зимнее время года предъявляет особые требования к подготовке велосипеда, его хранению, обслуживанию, настройке и комплектации. А в первую очередь - к самому байкеру. А потому рассмотрим некоторые детали, способные существенно облегчить жизнь любителю зимнего катания на велосипеде. Это должен знать каждый байкер, катающийся зимой.

Зимняя экипировка

Начнем, пожалуй, с того, что, катаясь зимой, необходимо особенно тщательно подбирать одежду. Естественно, необходимо одеваться так, чтобы не замерзнуть, но, поскольку влага очень быстро вытягивает тепло из тела, не стоит одеваться слишком жарко. Верхняя одежда должна быть достаточно свободной для того, чтобы под неё можно было надеть защиту и при этом не стеснять движения. Одновременно верхняя одежда не должна «парусить», попадая при этом в цепь и разные узлы велосипеда. Иногда, чтобы избежать этого, байкеры подвязывают широкие штанины шнурками. Также необходимо предусмотреть защиту от обморожения кожи лица, ушей и шеи (для этого существуют специальные балаклавы), совместив все это с очками и шлемом. Отдельная проблема – защита кистей рук и ступней. Перчатки должны не только обеспечивать защиту от холода (а пальцы – одни из наиболее подверженных обморожению участков тела), но и позволять легко управлять манетками. Очень кстати возить с собой запасную пару перчаток, а то и сразу две. Перчатки для катания следует подбирать так, будто на улице на 10-15 градусов холоднее чем в настоящий момент. А запасные шерстяные носки в зимнем катании – это святое. Опять же, лучше возить с собой две пары запасных шерстяных носок, - вы ведь не собираетесь впадать в предболезненное состояние после каждой покатушки… 

Что касается верхней одежды, то опытные байкеры одеваются «слоями». Так можно максимально точно регулировать температуру, снимая или надевая «слой». Если одеваться в три слоя, то первым будет нательное синтетическое бельё из мембранной или полумембранной ткани (существует специальное термобелье, комплект которого стоит в пределах 1,5-3 тыс руб). Хлопковое бельё нежелательно, так как хлопок впитывает и удерживает влагу, из-за чего человек начинает быстро мерзнуть. Второй слой расчитан именно на утепление – это свитер (или несколько свитеров) из ткани наподобие флиса или полартека, хотя  подойдет и обычная шерсть. Сверху третьим слоем необходимо надеть непродуваемую и дышащую ветровку из Windstopper'а или любой другой непродуваемой ткани.

Обувь для зимнего катания – отдельный разговор. Спортивные туфли под контактные педали обычно не расчитаны на холодную погоду, к тому же в контактных педалях есть защелка, которая фиксирует шип на ботинках, а при попытке покататься по сугробам, она очень быстро забивается снегом, что мешает пристегиваться и отстегиваться от педалей. Кроме того, это очень неудобно и даже более того – опасно, поэтому многие катаются в обычных зимних ботинках или кроссовках, отказываясь от контактов. Естественно, выбирается удобная и теплая обувь с нескользкой подошвой, лучше всего - с рифленой. Существует вариант специальных утеплителей обуви, бахил, чехлов из материала, держащего тепло.

Кстати, вы же не собираетесь ехать без шлема? Чем грозит катание без шлема должно быть и так уже достаточно ясно, тем более, что теперь вы рискуете удариться головой не только о грунт, но и о ледяную поверхность, да и возможных опасностей на дороге зимой тоже прибавляется. Катаясь зимой в шлеме, очень не помешает одеть подшлемник. Когда погода не слишком холодная и нет сильного ветра, в качестве подшлемника лучше всего использовать бандану, а когда на улице мороз, то желательно найти что-нибудь потеплее, например, спортивную лыжную шапочку из тонкой ткани. Чтобы не мерзло лицо, можно совместить подшлемник со специальной маской из теплой ткани – балаклавы.

Очки для зимнего катания на велосипеде вещь необходимая. Можно использовать обычные очки: они спасут глаза от снега и летящих острых осколков льда, а заодно от «снежной слепоты». При выборе очков следует обязательно обратить внимание на то, чтобы их дужки были изготовлены не из металла, так как металл на морозе легко «приклеивается» к коже.

С одеждой более или менее ясно. Но одежда – это всего лишь полдела. Не менее жесткие требования предъявляет зима и к вашему велосипеду.

Велосипед для зимы

Байк при пониженной температуре ведет себя неестественно: смазка густеет, препятствуя нормальной работе узлов, густеет также и масло в амортизаторах, вызывая неточную работу. Перед холодами рекомендуется заменить масло в амортизаторе на специальное – зимнее (с низким уровнем вязкости), а если установлены эластомеры, то заменить их на пружины, либо установить самые мягкие из имеющихся. Воздушно-масляные или пружинно-масляные амортизаторы зимой ведут себя гораздо лучше пружинно-эластомерных. Но у воздушно-масляных вилок на холоде уменьшается жесткость, из-за того, что воздух при низкой температуре имеет свойство сужаться, а значит, перед катанием есть смысл подкачать немного воздуха.

Для зимних покатушек рекомендуется использовать специальные чехлы, прикрывающие рабочую поверхность ног, – гофры. Они помогут избежать порчу чрезмерно скользкого тефлонового покрытия. Такие чехлы можно купить практически в любом велосипедном магазине.

И отдельно о защите байка: если вдали от проезжих дорог можно вообще обойтись без крыльев, то на дорогах крылья просто необходимы! И чем длиннее они будут (естественно, в разумных пределах), тем лучше. Заднее крыло имеет смысл нарастить до передней каретки. Наращивать крылья можно вырезав соответствующие «брызговики» из пластиковых канистр.

Вследствие активного налипания снега на металл значительно хуже работает механика байка, а потому необходимо использовать специальные холодо- и водостойкие смазки.

Скорости переключаются на порядок хуже, чем в теплое время года, чаще приходится чистить и смазывать цепь. При совсем тугом переключении скоростей следует смазать тросики, однако, необходимо учитывать, что смазка для «рубашек» должна быть максимально жидкая и холодостойкая, чтобы не замерзнуть с тросом.

Обязательно надо содержать в порядке все резиновые уплотнители, предотвращающие загрязнение. Особенно это требование относится к уплотнителям на заднем переключателе, который расположен наиболее низко и больше всего подвергается воздействию соли.

Следует обратить внимание на подшипники. Переберите все узлы, которые их содержат, а также тормоза, если они не гидравлические, а обычные V-brake.

Не стоит забывать, что при трении о мокрую поверхность тормозные колодки стираются гораздо быстрее. А зимой обода будут мокрыми практически всегда. Так что не забывайте почаще осматривать и при необходимости регулировать тормоза (в первую очередь это касается, конечно, V-brake'ов). В продаже можно найти специальные колодки для мокрой погоды и снега, которые обеспечивают большую эффективность торможения. Правда, такие колодки быстрее стирают обода. Дисковые тормоза более надежны, так как их работа мало зависит от окружающих погодных условий, а потому велосипед, экипированный дисковыми тормозами, ведет себя в условиях зимы гораздо «послушней».

Рама, как основа байка, заслуживает особого отношения. Алюминиевые рамы становятся хрупкими на морозе, а карбоновые чувствительны к резкому перепаду температур. Очень желательно перед тем, как вынести велосипед на мороз, подержать его 10-15 минут в парадном подъезде для привыкания рамы к низкой температуре. А после поездки прежде, чем заносить байк в теплое помещение, - подождать ещё минут 10-15 (за это время можно веником счистить с него всю грязь и снег).

Стальные и хромомолибденовые рамы склонны к коррозии, особенно, при контакте с солью. Основными очагами коррозии становятся всевозможные царапины, вмятины и сколы. Их надо зачистить, обезжирить, загрунтовать и покрасить.

Резьбовые соединения желательно покрыть графитовой смазкой. Цепь же стоит смазывать ею только при очень низких температурах (порядка -20, -30 градусов по Цельсию; хотя мало вероятно, что вы осмелитесь кататься при минус 30 :-)). Лучше всего использовать тефлоновую смазку, причем наносить её тонким слоем, чтобы она не собирала на себя грязь. Учтите, что зимой ресурс цепи сокращается в 2-3 раза. Можно продлить жизнь и цепи, и звезд, купив три цепи и используя их «по кругу». То есть, ставите первую цепь, через две недели (или месяц, в зависимости от интенсивности катания) вторую, потом третью. Затем по второму кругу. Впрочем, практика катать на трёх цепях характерна не только для зимы.

Большинство велокомпьютеров также не расчитаны на работу при отрицательной температуре, как и большинство фонарей и фар. Элементы питания на морозе садятся быстрее, жидкокристаллические экраны медленно воспроизводят информацию. Не удивляйтесь, если переключение функций велокомпьютера происходит с заметным подтормаживанием.

Ну а теперь о самом интересном – о зимних покрышках. Агрессивные покрышки с торчащими зубьями шипов – предмет мечтаний каждого байкера зимой. При этом ширина шин должна соответсвовать раме. Однако, стоит заметить, что шипы на покрышках не обязательно должны быть металлическими. Так, если в основном вы катаетесь в лесу, то не имеет смысла покупать шиповку, лучше приобрести злую резину с ярко выраженными резиновыми шипами, типа Panaracer ICE SPIKER или Maxxis WET SCREAM. Ну а если вы желаете ездить по асфальту, и удивлять всех автомобилистов вставая в «stoppy» на льду, то ваш выбор – шиповка Nokian (Extreme W296 или лучше Hakka WXC-300, в них используются металлические шипы с победитовыми наконечниками, очень устойчивыми к износу).

Следует изменить и давление в шинах, оно должно подбираться индивидуально, исходя из стиля и места покатушек. Вообще же зимой ездят на немного приспущенных колесах.

После катания зимой

У разных людей разное отношение к гигиене. И у разных байкеров разные взгляды на то, как поступать с байком после поездок по снегу или по льду. Одни просто ждут, чтобы снег оттаял сам, а потом вытирают байк тряпкой. Другие же ставят велосипед в ванную и моют под душем. На самом деле нежелательно впадать в такие крайности, тем более, что они одинаково вредны для вашего железного коня.

Когда снег тает сам, он просачивается уже в виде воды в различные труднодоступные места и тянет с собой грязь вместе с солью, которые там и осядут. Если же мыть байк в ванной, то вода попадет в подшипники, втулки, трещотку, что также ведет к преждевременной смерти этих узлов.

В любом случае, стоит придерживаться следующих правил:

  • Никогда не стоит мыть велосипед перед катанием, так как во время мойки в тросовые приводы может попасть вода и во время катания на улице замерзнуть, что приведет к отказу работоспособности системы переключения.
  • Перед тем, как занести байк в теплое помещение, лучше оставить его на 10 минут в парадной комнате, и за это время очистить с него снег и грязь веником.
  • Если вы катались на велосипеде по лесу, и на нем нет солевой грязи, то достаточно будет протереть его насухо чистой тряпкой. В противном случае его следует тщательно помыть, лучше всего с автошампунем.
  • После любой мойки велосипеда, его обязательно надо смазать, чтобы вытеснить оставшуюся в труднодоступных местах воду и предотвратить коррозию. Обычно смазывают цепь, рубашки и пружины переключателей.
  • Неплохо периодически снимать покрышки и камеры, проверяя состояние ободов изнутри. Это очень важно, так как там имеет обыкновение накапливаться соль и грязь.

Теперь вы правильно оделись и подготовили свой велосипед, а самое главное, поняли, что кататься на велосипеде зимой можно. Необходимо лишь придерживаться правил, описанных в этой статье.

© bike4u.ru