Этот байк задумывался для туристских походов, где наряду с большими скоростными перегонами по шоссейным и грунтовым дорогам включаются участки горных троп и перевалы. В отдельных местах байки приходится перетаскивать на себе. Автономность таких маршрутов предъявляет особые требования к надёжности и весу компонентов. Благодаря особому способу перевозки снаряжения в большой внутрирамной сумке, багажник на хрен не нужен. Именно для интеграции максимальной по размеру сумки подбирался передний треугольник рамы. Выбор материала был однозначен – титановый сплав 3-2,5. Только он сочетает в себе малый вес с прочностью и коррозионной устойчивостью при максимальном поглощении вибраций. В длительных поездках это особо важно. При перевозках не приходится опасаться за сохранность окраски, отсутствие которой способствует меньшему вниманию со стороны местного населения. Выбирая четыре года назад лёгкий воздушный SID, я сильно сомневался в его надежности. Однако, при регулярном профилактическом обслуживании проблем с ним не возникало. Не требуется даже подкачки, зато можно подстроиться под любую нагрузку и тип дороги. По работе и жесткости он, конечно, уступает пружинным вилкам, но для туризма это не особо критично. За это время велосипед прошёл не одну тысячу километров, включая Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Забайкалье.
Комплектация постоянно меняется. Ниже приводится самый легкий вариант, предназначенный для дальних покатушек по Подмосковью. В экспедиционном варианте обычно меняю на более универсальное переднее колесо (ХТ, DT Revolution (1.8/1,5/1,8), Al nip, WTB Laser Beam), покрышки (IRC Mythos XC 26х1.95 Fк / Panaracer PYRO 26х2.25) и педали (Wellgo 95B).
|
|
Компонент | Наименование | Вес, г |
Рама | 19,5’ Titanium Сr9 (3-2,5) Igevsk custom hand made | 1380 |
Вилка | RockShox SID XC 99’ 80 мм travel 1.1’steerer 180mm (w/o covers *) | 1331(1286) |
Рулевая кол. | Ritchey Fuzzy Logic 1.1’ inc. top cap & 5мм Spacer | 106 |
Каретка | Sychuzhkin / НОРЕ Ti - 68/111 М36 Italian | 162 |
Система | Truvativ Stylo Team 2000 (square) self-extracting Ti bolts | 652 |
Подс. штырь | Titanium MT I (Igevsk) 320 mm 27,3 mm (optimized) | 158 |
Зажим подс. | Al collar of Ti screw | 32 |
Седло | Selle Italia SLR | 143 |
Руль | 3T O2 CC PRO 560 mm 11° | 140 |
Грипсы | Velo neopren (with fuses) | 25 |
Вынос | ZOOM 1.1’ 50 mm 45° Ti bolts | 148 |
Рога* | ProMax Ti bolts | 133* |
Шифтер/т.р. | Shimano XT with the polished cables and Jagwire housings | 468 |
Пер. пер-ль | XTR FD-M951 (with the gasket Al under 31,8) | 130 |
Зад. пер-ль | XTR RD-M960-SGS Al | 199 |
Кассета | Shimano XT 11-32 with Al lockring | 251 |
Цепь | Shimano CN7700 PowerLink 108 links | 270 |
Тормоза | XTR / XT сeramic | 200 / 227 |
Торм. руб. | Jagwire Teflon / XTR housings | 69 |
Booster* | Tektro Т-7 | 68* |
Пер. колесо | Spinergy Spox F / tape Velox | 610 /11 |
Зад. колесо | Hugi 240 (130 mm) / DT Revolution (1.8/1,5/1,8) / Al nipples / Bontrager Mustang Ceramic ASYM 32 / tape Schwalbe | 236 / 131 / 11 / 428 / 5 |
Эксцентрики | Titanium | 85 |
Камеры | Maxxis Fly Weight 1.75’-2.125’ 0,45 mm | 95х2 |
Покрышки | Maxxis Fly Weight 330 26х1.95 / Schwalbe Fast Fred 26х2.0 Light | 326 / 389 |
Педали | Koski (optimized) | 310 |
Велокомпьютер | Sigma Sport 800 | 51* |
Чистый вес | 8778 g | |
Полный вес* | 9075 g |
Дополнение к статье:
Рама эта хоть и Ижевская но не МТИ.
- От велосипеда прежде всего требовалось:
- по эффективности передвижения по дорогам приближаться к шоссейнику,
- взбираться на крутые подъёмы с наименьшей затратой сил,
- легко транспортироваться,
- по возможности уменьшить утомляемость от вибраций,
- быть приспособленным к перевозке груза,
- иметь высокую надёжность и ресурс при аккуратной эксплуатации,
- передвигаться по сильной грязи,
- разумная стоимость не дороже серийного с аналогичным классом оборудования.
Любой ценой обгонять соперников, создавать «неубиваемый монстр» или «плюшевый диван», совершать даунхилы не планировалось. Ростовка 19,5 измерялась от оси каретки до среза подседельной трубы. По другим методикам она меньше. При весе 1380гр рама имеет вытекающие из этого недостатки, для моего применения и веса 70 кг не критические. Я бы не отказался, чтобы такая рама была с весом 1,5 кг, но жестче и с рулевой 1-1/8". Для этого всего то надо было увеличить диаметр нижней трубы, сплюснув её по краям. Интересен был бы вариант обернуть титановую основу этой трубы углепластом. Повторю то, о чем написал в Велозоне. Слабая жесткость на скручивание фюзеляжа и высокая каретка этого велосипеда создаёт ощутимые проблемы в управлении на бугристых спусках, при выезде из колеи и в глубоком снегу. Груженая сумка исправляет положение, гася колебания переднего треугольника, кроме того, в неё встроена алюминиевая полутрубчатая накладка на нижнюю трубу, фиксируемая болтами флягодержателя. Вес того варианта сумки, что на фото 360гр. – в три-четыре раза меньше багажника с рюкзаком. В 18 литров её объёма помещается 2/3 груза – всё самое плотное 8-10 кг. На шоссе сверху крепится двухместная двухслойная палатка весом 1,65кг. На пересеченке она и часть тяжелых вещей перекочевывают в небольшой заплечный рюкзак. В заплечнике хранится компактный спальник и тёплая одежда, горючее (4-6кг). Туда же складывается покупаемый хлеб. Разгруженный байк без труда перекидывается руками через препятствия. Там, где ехать длительное время не возможно, байк без педалей крепится за подседельную трубу к заплечнику. Плотные вещи желательно переложить ближе к спине. Переднее колесо несётся в руке как ледоруб на темляке из ленты. В отличие от переноски на плече и шее, так безопасно и свободны руки. Лямки полноценного заплечника значительно удобнее, чем у любого велорюкзака. За исключением колючего кустарника и бурелома, чувствуешь себя обычным пешим туристом с той разницей, что пройдя десяток километров, можешь сделать рывок ещё на сотню. Обычный байк с груженым багажником изрядно шатает из стороны в сторону. Если учесть положение центра масс и развесовку по осям, то управляемость у него в любом случае хуже. Имея в распоряжении второй неплохой, в том числе и по весу (11 кг для 21 дюйма), алюминиевый хардтейл, для путешествий я использую сейчас только титановый.
По приемистости мой байк, за счёт лёгких колёс и очень жесткого заднего треугольника, на равнее с алюминиевыми, а по подъёму в гору с круговым вращением может соперничать с топовыми моделями. Накат похож на хромолевый. Не сбрасывает скорость так резко как алюминий при прекращении педалирования. Титановые гнутый штырь и рамка седла гасят мелкую рябь лучше любого телескопического амортизатора.
По поводу надёжности. Байк прослужил три активных сезона. Всё цело. Не лопнула ни одна Revolution. Однажды заклинило барабан задней втулки ХТ. Поленился вовремя перебрать после предыдущего похода с многочисленными бродами. Теперь с Hugi 240 смазка займёт не более 5 минут. С обычными не сверхлёгкими кевларовыми покрышками типа IRC Mythos XC 26х1.95 один прокол камеры приходится у меня в среднем на 1,5 тыс. км. При этом у попутчиков на том же маршруте при аналогичных покрышках, камерах, сходных ободах, равном весе случается по 2-5 проколов. Многое зависит от внимания к байку и стиля катания.