На многих велогонках среди профессиональных спортсменов запрещено использовать радиосвязь для информирования гонщиков. Так, на заключительном этапе Тур де Йоркшир (Tour de Yorkshire) в прошлое Воскресенье спортсменам нельзя было пользоваться радиосвязью. Наоборот, маршрут прошлогоднего дня открытия Тур де Франс, проходящий практически по тем же местам, но в обратном направлении позволял использовать радио для информирования гонщиков.
Но что делать, если у спортсмена не было возможности познакомиться с маршрутом гонки (совершить ознакомительный заезд, или тренировку), а такое бывает довольно часто. Или, например, как спортсмену получить необходимую информацию по контрольным точкам во время гонки? Для этого тренера используют специальные стикер-ленты на вынос или руль велосипеда, где подробно расписывают все контрольные точки, в зависимости от километража. Это могут быть перевалы, подъемы с градиентом, место питания, спринты, атаки и прочее. Такие информационные полоски могут быть написаны и от руки, отнюдь не каллиграфическим почерком. Но их необходимость во время гонки переоценить сложно.
Мы возьмем парочку реальных примеров и расскажем как это работает.
Вот, к примеру, селекция последнего этапа Тур де Йоркшир длиной 167км из Wakefield в Leeds. Маршрут включает шесть категорийных подъемов с информацией о градиенте и продолжительности, точку пункта питания и спринт-точки.
Но многие команды раскладывают маршрут по своему усмотрению.
На этом примере все написано от руки: тут основная информация о профиле гоночной трассы, категории подъемов, две точки спринта и финиш. Тем не менее, не смотря на то, что официальная зона питания была на отметке 88.5км, тут она отмечена на 74км. Также, добавлена точка "B" на отметке 120км, но, очевидно, это еще один перевал, который, по мнению тренера, важен для команды.
Учитывая, что этот стикер установлен на велосипедах гонщиков U23 из британской команды Cervelo, можно предположить, что более ранний прием пищи обусловлен именно возрастом гонщиков.
Следующий стикер на велосипеде гонщика команды Cofidis. Здесь достаточно много информации: подъемы отрезками, их длина и средний градиент.
Далее наклейка на велосипедах британской команды Madison Genesis. Выглядит красиво, но все точки идут точно в соответствии с дорожной картой этапа.
Далее полоска, приклеенная к велосипеду одного из гонщиков Roompot-Oranje, на первый взгляд может показаться непонятными каракулями, но на самом деле в ней содержится много полезной и важной информации.
Пары чисел означают начало и конец подъемов. Вертикальные стрелки указывают на подъемы без категории. Восклицательные знаки информируют об особо жестких участках. Это была очень важная гонка для голландской команды и они явно хорошо выполнили домашнее задание.
Наконец, стикер на велосипеде Ларс-Питера Нордхауга (Lars-Petter Nordhaug) из команды Sky - победителя гонки. Команда тщательно подошла к мелким деталям маршрута.
Тут ясно, где зона питания, промежуточные спринты и шесть классифицированных подъемов, обозначенных "GPM". Также отмечены полдюжины подъемов без категории. Наравне с командой Roompot-Oranje это были самые подробные полоски с информацией о дистанции.
Кстати, даже на гонках, где радио разрешено, многие команды используют аналогичные стикеры для обозначения контрольных точек.
Рекомендуем перенять этот опыт у профессионалов. Если вы активно увлекаетесь велоспортом, а впереди ответственный старт, использование небольшого стикера с информацией о ключевых точках на маршруте может серьезно повысить ваши шансы на победу. Просто попробуйте.