Человеку всегда было присуще стремление к лидерству, каким бы видом деятельности он ни занимался. Быть первым, быть лучшим, быть тем, о ком будут говорить еще долгие годы. Чтобы проявить себя, приходится выкладываться, порой выкладываться по максимуму. А каков этот предел человеческих возможностей? Об этом мы и поговорим в рамках данной статьи.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, в очередной раз выезжая на велотренировку, сколько вы смогли бы проехать, скажем, за час езды? Когда-нибудь наблюдали за экраном спидометра, совершая стремительный спуск на вираже большого кольца, пытаясь побить свой предыдущий рекорд? Или же, съезжая с горнолыжного склона, задумывались о том, на какой максимальной скорости можно его пройти? Наверняка каждый из вас имеет свой собственный список личных достижений, в рамочке на стенке или просто в голове. Насколько он разнится со списком признанных достижений в мировом велоспорте – сейчас узнаем.

Самым престижным среди мировых рекордов в велоспорте считается часовой рекорд езды. Больше всего попыток установить новый рекорд было совершено именно в этом направлении. Ему посвящено больше всего статей в печатных и Интернет изданиях, и ему отведен самый большой раздел в wikipedia.

Часовой рекорд определяется длиной дистанции, пройденной на велосипеде за один час езды. Первый зафиксированный часовой рекорд датируется далеким 1873 годом, когда английский спортсмен-любитель Джеймс Мур проехал за час 23км 300м. Его велосипед был мало похож на современные модели и обладал колесами разного диаметра.

Шли годы, и количество пройденных километров постепенно увеличивалось. В стремлении установить новый рекорд внимание уделялось не только степени физической подготовленности спортсмена, но и не менее важному вопросу аэродинамики. Механики находились в непрерывном поиске более совершенной конструкции, которая позволила бы свести к минимуму сопротивление воздуха, а спортсмену пребывать в такой позе, чтобы он смог выжать максимум из своих возможностей. Однако эта погоня в свое время привела к оживленным спорам, так как сложно было определить, в какой степени очередное достижение зависит от навыков, силы и выносливости самого спортсмена, а в какой – от привнесенных в дизайн велосипеда изменений.

Так, в 1933 году Фрэнсис Фаурье (Francis Faure) совершил значительный скачок в шкале рекордов, достигнув отметки 45.055км. Но в 1934 году Международный союз велосипедистов (UCI) исключил это достижение из своего списка, так как рекорд был установлен на велосипеде, педали которого были вынесены вперед, в результате чего велосипедист находился почти в горизонтальном положении. С тех пор все достижения, установленные на велосипедах для езды лежа, UCI не признавались. В результате чего возникла необходимость создать новый комитет, который допускал бы любые технические изыски, позволяющие пройти максимальное расстояние за час езды. Единственное условие – вся конструкция приводится в действие и работает только за счет человеческих усилий. Таким комитетом стал IHPVA (International Human Powered Vehicle Association).  Комитет UCI допускает велосипеды только с вертикальной посадкой.

В 1972 году Эдди Меркс установил рекорд 49.4км, за 1 час езды

Громким событием был ознаменован октябрь 1972 года, когда бельгийский велосипедист, живая легенда, Эдди Меркс (Eddy Merckx) установил рекорд, преодолев за 1 час 49.431км на Олимпийском велодроме в Мехико. Этот рекорд долго считался чем-то недостижимым, пока не был побит  в январе 1984 года итальянским велогонщиком, нынешним президентом UCI, Франческо Мозером (Francesco Moser). Его рекорд (51.151км) был установлен на шоссейнике с дисковыми колесами, которые были использованы впервые, что дало существенное преимущество с аэродинамической точки зрения. Хотя, как стало известно позже, по признанию доктора, следившего за здоровьем Мозера в те годы, в подготовке Франческо были задействованы препараты, которые сейчас расцениваются как допинговые, но не были запрещены в то время.

В середине 90-х UCI разделил часовой рекорд езды на два типа. Обтекаемые аэродинамические шлемы, трехспицевые колеса, карбоновые литые рамы…. – все это сильно отличается от того, что было доступно Мерксу в 1972 году. Поэтому UCI было решено выделить два направления: официальный часовой рекорд UCI (с очень жесткими ограничениями на технические характеристики велосипеда, чтобы он соответствовал тем, что были во времена Меркса) и неофициальный, именуемый как лучшее достижение по признанию UCI. 

Ондрей Сосенка - действующий обладатель самого престижного в велоспорте часового рекорда езды (49.7км за час)

Текущий официальный часовой рекорд UCI установлен 30ти-летним чешским велогонщиком Ондреем Сосенка (Ondrej Sosenka), выступающим за итальянскую велокоманду Aqua e’Sapone.  В июле 2005 года на московском велодроме в Крылатском Сосенка смог преодолеть 49.700км за час езды. Его велосипед имел необычную конструкцию, с интересно расположенным седлом и небольшой высотой рамы в вертикальном сечении, тем не менее, он удовлетворял всем требованиям UCI.

Неофициальный часовой рекорд UCI на сегодня составляет 56.375км, и он был установлен английским велосипедистом Крисом Бордманом (Chris Boardman) в сентябре 1996 года на велодроме в Манчестере. Его велосипед обладал оригинальным рулем, карбоновой литой рамой, пятиспицевым передним и дисковым задним колесом.

Что касается альтернативных часовых рекордов IHPVA, то здесь техника ушла далеко вперед. В апреле 2007 года лидирующий в этой области канадский велосипедист Сэм Уитингем (Sam Whittingham) достиг отметки в 86.752км на своем велосипеде с лежащей посадкой в аэродинамическом корпусе. Его велосипед мало чем напоминает привычный нам шоссейник, скорее он похож на футуристический гоночный автомобиль. Тем не менее, это - велосипед, и в движение он приводится исключительно за счет усилий человека. Рекорд 86.752км за час езды является последним из установленных. Также Уитингему принадлежит абсолютный часовой рекорд, правда, при старте с разбегом 200м. В октябре 2002 года Сэм смог преодолеть за час революционное расстояние в 130.36км!

Сэм Уитингем на своем велосипеде, скорее напоминающем футуристический автомобиль, сумел преодолеть 130.4км за час езды

В погоне за рекордами, велосипедисты стремились не только преодолеть максимальное расстояние за час езды, также было приложено немало усилий, чтобы развить предельную скорость. Кто-то пытался разогнаться до неимоверных скоростей на плоскости, кто-то - спускаясь с горы. Некоторые попытки имели самые неприятные последствия.

В октябре 1995 года 50-летний велосипедист Фред Ромпельберг (Fred Rompelberg) установил мировой рекорд скорости, достигнутый человеком на велосипеде. Родом из небольшого голландского  городка, Ромпельберг известен как один из старейших действующих профессиональных велогонщиков. Начиная с 1971 года, основным его коньком считались заезды на длинные дистанции. Тем не менее, это не помешало ему установить 10 мировых рекордов скорости езды за крупногабаритным транспортным средством. Так как основным препятствием при попытке разогнаться является сила трения, точнее, сопротивление воздуха, то езда за крупным ТС позволяет держаться в «кармане», в котором это сопротивление почти сводится к нулю. Таким образом, появляется возможность разогнаться до неимоверных скоростей. На Бонневильском аэродроме, штат Юта, Фред Ромпельберг смог развить скорость 268.83 км/час. Этот рекорд остается неизменным вот уже на протяжении 12 лет, он также вошел в Книгу рекордов Гиннеса в категории «самая высокая скорость, развитая человеком на велосипеде». Побить этот рекорд никому не удалось, и пока он считается пределом человеческих возможностей.

Фред Ромпельберг достиг абсолютного максимума скорости на велосипеде 268.8км/час, просто изолировав себя от ветра

Все выше описанные рекорды были установлены либо на суперлегких шоссейниках, либо на конструкциях, которые лишь отдаленно напоминают велосипед. Однако маунтинбайк также не был оставлен в стороне, ведь он предоставляет большие возможности, чтобы человек мог показать максимум, на который он способен.

Эрик Барон развил 130.4 км/час на горном велосипеде, спустившись по склону действующего вулкана в Никарагуа

Наиболее именитым в этой области является 47-летний французский экстремал Эрик Барон (Eric Barone), чья тяга к острым ощущениям едва не стоила ему жизни. Он установил ряд рекордов в  даунхилле и на сегодня является человеком, который развил максимальную скорость на велосипеде при спуске с горы по грунту. Это случилось в ноябре 2001 года в Никарагуа. Тогда ему удалось разогнать свой велосипед до скорости 130.43 км/час, промчавшись вниз по склону действующего вулкана Сьерро-Негро.   Тем самым он побил собственное прежнее мировое достижение скорости в 118км/час, которое было установлено в 1999 году на Гавайских островах. Однако в ноябре 2005 года Барон предпринял очередную попытку побить мировой рекорд, которая увенчалась неудачей. При спуске по склону того же вулкана Сьерро-Негро в Никарагуа байк спортсмена не выдержал удара о каменистый участок склона и на огромной скорости он буквально развалился на 2 части. Велосипедист чудом остался жив, но полученные травмы вряд ли позволят ему превзойти достижения минувших лет. Видео с его грандиозным падением в свое время было одним из самых запрашиваемых на международном видео портале  youtube.com.

Самым недавним является новый мировой рекорд скорости на горном велосипеде, установленный на снежном спуске. В сентябре 2007 года  австрийский 33-хлетний велосипедист из команды Red Bull Маркус «Геркулес» Штокл (Marcus “Hercules” Stoeckl) сумел развить скорость 210.4 км/час  во время спуска по горнолыжному склону Ла Парва в Чили.

Абсолютный максимум  (210.4км/час) установлен австрийским байкером Маркусом Штоклом на снежном склоне Ла Парва в Чили

Длина спуска, расположенного под углом 45 градусов, составляла почти два километра, и Маркусу, экипированному в обтягивающий костюм, на своем небезызвестном байке Intense M6 пришлось задержать дыхание на все 40 секунд заезда, чтобы избежать запотевания смотрового окошка его аэродинамического шлема. Погодные условия (почти растаявший мокрый снег с местами оголенной землей) и техническая сторона мероприятия в целом не позволяли Штоклу совершить более одного спуска, у него был всего один шанс, чтобы выложиться по максимуму, и он им воспользовался. Предыдущий мировой рекорд скорости на горном велосипеде на снегу составлял 187.4 км/час, и принадлежал он также Штоклу, хотя изначально пальма первенства принадлежала уже нам известному Эрику Барону.

MTB райдеров волновало не только, как быстро они смогут проехать дистанцию или какую максимальную скорость они смогут развить. Особый интерес вызывает вопрос, как далеко маунтинбайкер сможет… прыгнуть. И в этой области также существует свой лидер. Профессиональный гонщик команды Intense Tires, 24-х летний австралийский чемпион мирового кубка по даунхилу, Натан Рэнни (Nathan Rennie) установил рекорд прыжка в длину на горном велосипеде в январе 2006 года. В Разноцветной пустыне (Painted Desert), Южная Австралия, Натан преодолел дистанцию в 36.9м, предварительно заехав на 3-хметровый трамплин 12тиметровой длины при помощи мотоцикла, который держал велосипедиста на буксире и позволил велосипедисту развить скорость 95 км/час в момент отрыва от трапа. Рекорд был установлен на его легендарном байке Santa Cruz V10. Однако в Книге рекордов Гинесса этому достижению приписан статус неофициального, так как, не смотря на то, что на посадочную рампу после 37метрового прыжка Рэнни приземлился обоими колесами, он кувыркнулся-таки при съезде по наклонной плоскости посадочного трапа. Вывернутое плечо, множество ушибов и порезов плюс разбитый вдребезги шлем не сломили боевой дух спортсмена, который планирует установить уже следующий рекорд прыжка в длину на горном велосипеде. Официальный мировой рекорд самого длинного прыжка на маунтинбайке принадлежит американскому BMX-райдеру Колину Уинкельману (Colin Winkleman), сумевшему пролететь на своем байке 35.4м.

Натан Рэнни улетел на своем байке дальше всех (36.9м)

Недавно ученые подсчитали, что, начиная с 2060 года, не будет установлено ни одного нового рекорда, существенно отличающегося от предыдущего. Человек, похоже, скоро достигнет верхней грани своих возможностей. Но истинное значение этого предела зависит лишь от нас самих, и каков он, покажет время. Ну а нам есть к чему стремиться…

Дмитрий mityay Меньшенин, (с) www.Bike4u.ru